|
|
N°88, 24 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С песней на кресте
Католики и протестанты обиделись на Мадонну в роли Иисуса
Новое концертное турне американской поп-звезды Мадонны стартовало со скандалом. Наверное, следует уточнить: как обычно -- ведь появления этой дивы на публике регулярно провоцируют общественное возмущение. На этот раз Мадонне, в последние годы ставшей последовательницей каббалы, удалось обидеть христиан: в понедельник в Лос-Анджелесе на первом же концерте турне Confessions Tour при исполнении композиции Live To Tell звезда появилась в образе Иисуса -- распятой на шестиметровом зеркальном кресте с терновым венцом на голове.
После этого в адрес исполнительницы нелицеприятно высказались высокопоставленные представители сразу нескольких христианских конфессий. Так, англиканская церковь в своем заявлении выразила непонимание того, что «столь талантливый человек» рекламирует себя, оскорбляя множество людей. Дэвид Мюир из благотворительной британской организации «Евангелический альянс» отметил, что «Мадонна использует христианские образы оскорбительным и опасным образом», и потребовал, чтобы певица убрала скандальный номер из программы концерта. По словам президента Католической лиги Билла Донохью, Мадонна уже давно использует христианскую символику для придания пикантности своему зрелищу. Однако он считает это «жалким» зрелищем: «Вы не сможете научить старую поп-звезду новым трюкам. Бедняжка Мадонна все пытается шокировать. Но все, что она может, -- это выглядеть как занудный фанатик».
Однако похоже, что если не шокировать, то привлечь внимание к себе и своему турне провокаторше Мадонне прекрасно удалось. В чем мистер Донохью прав, так это в том, что певица регулярно обыгрывает религиозные образы в своих шоу, и это обычно действует: на невнимание публики звезде грех жаловаться. И ведь нельзя обвинить Мадонну в том, что она якобы поддалась нынешней моде пиариться на анти- и околохристианских фантазиях а-ля Дэн Браун. Впервые она удостоилась личной филиппики еще от покойного Папы Иоанна Павла II, когда никаких кодов от Брауна и в помине не было. В 1990 году понтифик не сдержал возмущения фривольным нарядом Мадонны и ее откровенной жестикуляцией, призвав паству бойкотировать ее тогдашнее турне по Европе. Слова уважаемого Папы Римского, не часто снисходившего до критики современного шоу-бизнеса, обеспечили поп-диве бесплатную и весьма эффективную рекламу.
Впрочем, в последнем десятилетии прошлого века были совсем другие времена. Использование какой угодно, пусть самой святой символики в шоу, балансирующих на грани приличия, не считалось особо зазорным. Ныне все иначе: религии вспомнили о том, что их обижать неспортивно и даже подчас уголовно наказуемо. А после того как по Европе и мусульманскому миру прокатились «антикарикатурные» погромы и демонстрации, осторожное искусство начало шарахаться от крестов, полумесяцев и прочих графических элементов культа как от чумы. Сейчас разве что Мадонна, всю жизнь демонстративно пренебрегавшая общественным вкусом, способна, как в былые годы, залезть с песней на крест.
За христианским возмущением немного в стороне остался другой, не менее эпатажный номер лос-анджелесского концерта: покончив с самораспятием, звезда проехалась по политике. Исполняя песню I Love New York, где есть упоминание Техаса, Мадонна неожиданно походя обматерила Джорджа Буша -- видимо, музыкой навеяло. Плюс к тому в какой-то момент на сцене проецировалась видеонарезка с изображениями лидеров западного мира -- того же Буша и британского премьера Тони Блэра, -- сменявшихся портретами видных изгоев и злодеев -- Гитлера, Бен Ладена и зимбабвийского президента Мугабе. Но этот демарш особого скандала не сделал, потерявшись в шумных выступлениях оскорбившихся христианских функционеров.
Михаил МАНСКОЙ