|
|
N°89, 25 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Год "Чагино"
РАО «ЕЭС» попыталось исправить видимые технические ошибки в московской энергосистеме
Сегодня исполняется год самой крупной аварии в российской энергосистеме, когда без электричества остался юг Москвы, Московская и соседние области. И в первую годовщину московского блэкаута глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс подпишет с мэром Москвы Юрием Лужковым соглашение о развитии энергетики столичного региона. По информации «Времени новостей», церемония была намечена на 23 мая, однако в последние дни в РАО решили громче сказать о необходимости модернизировать энергетику. Впрочем, говорить Анатолий Чубайс будет в большей степени о модернизации и строительстве генерирующего оборудования -- именно дефицит мощности больше всего ощущается сейчас в столице (особенно это проявилось в январские морозы). А вот о сетях и диспетчеризации, а именно в этих сферах энергетики год назад наложились аварийные режимы, что вызвало масштабные отключения, в последнее время упоминается вскользь. Впрочем, главный итог прошедшего года -- информация РАО о том, что подстанцию "Чагино", символ аварии, закроют и рядом построят более современную.
Год назад авария началась не 25 мая, как принято считать, а 24-го. Именно в тот день случился пожар на подстанции "Чагино", через которую снабжается энергией Московский НПЗ в Капотне. Огонь относительно быстро локализовали, однако часть оборудования была повреждена, и на оставшиеся трансформаторы нагрузка увеличилась. Утром 25 мая потребление энергии, как обычно, начало расти, и не выдержали уже все трансформаторы. Им, кстати, было более 45--50 лет. Но и это не привело бы к масштабному кризису, если бы не авария на подстанции "Очаково". Там произошло замыкание на нескольких линиях (сначала говорилось о пяти, а затем о двух). С этого момента -- с 11 утра -- и началось масштабное каскадное отключение электростанций. Что было потом, все хорошо помнят.
Было создано несколько комиссий по расследованию инцидента, в том числе и думская под руководством вице-спикера Владимира Пехтина. Но все они лишь констатировали факты, причем данные одной комиссии зачастую противоречили данным другой. В итоге было решено считать достоверным отчет Системного оператора -- он был заслушан на заседании совета директоров РАО, и по результатам было решено указать менеджменту на необходимость разработки программы по исключению подобных аварий.
Анатолий Чубайс в первые же часы аварии взял ответственность за случившееся на себя. Однако материальный ущерб предприятиям до сих пор РАО так и не выплатило. Мэр Москвы обещал консолидировать все иски, их набралось на сумму около 2 млрд руб. Тем не менее практически все суды энергохолдинг выиграл -- авария была отнесена к форсмажорным обстоятельствам. И лишь несколько человек, у которых из-за отключения сломалась бытовая техника, добились возмещения -- все вместе на сумму около 100 тыс. рублей.
Ближе к зиме тема майского блэкаута стала неактуальной, так как в Москве стало не хватать энергомощностей для текущего потребления энергии, и РАО больше заботилось о привлечении инвестиций в генерацию -- Анатолий Чубайс разработал документ под названием «Новая энергетическая политика», презентовал его инвесторам, правительству и президенту страны и теперь ждет одобрения.
Несмотря на интерес РАО к высокодоходной генерации, в сетевом хозяйстве в течение этого года кое-что менялось. На подстанции "Очаково" трансформатор был заменен на более современный, изготовленный на Московском электрозаводе с импортными комплектующими, обновлено другое оборудование. В РАО «ЕЭС» говорят, что ведутся серьезные работы по реконструкции и на других московских подстанциях -- "Бескудниково", «Белый Раст», строятся подстанции «Западная» и «Встреча». А вот «Чагино» решено закрыть, так как на ней используются старые трансформаторы, а новые на их месте установить технически невозможно. Рядом же будет построена современная подстанция. Правда, когда это произойдет, в РАО не указывают.
В системе диспетчеризации за год также происходили изменения -- в московской энергосистеме было закуплено более современное оборудование, введена новая информационно-вычислительная система. При этом в РАО все время подчеркивают, что несогласованности в действиях диспетчеров не бывает (летом прошлого года часто высказывалось мнение о том, что одной из причин аварии было разделение «Мосэнерго» на 14 частей, в результате чего диспетчеризацией занимались аж три независимые друг от друга компании). Так ли это на самом деле, разобраться довольно сложно.
И лишь одну проблему РАО, похоже, не смогло решить -- кадровую. В июне прошлого года на совещании с членами Совета безопасности Владимир Путин заявил: «Мы не мешали руководству РАО «ЕЭС» приводить на ключевые посты в системе электроэнергетики новых людей. Однако практика последнего времени показывает, что недостаточно быть просто хорошим экономистом, недостаточно умело управлять финансовыми потоками, акциями, корпоративными процедурами или недвижимостью для того, чтобы успешно, эффективно управлять такой огромной и жизненно важной для страны отраслью, -- нужно еще быть профессионалом, чтобы понять значение одного маленького винтика в огромной энергетической системе страны, понять, насколько важно своевременно обратить внимание на какой-нибудь дешевенький трансформатор и к чему может привести несвоевременное или нештатное его обслуживание». Изменений в этой сфере произошло лишь два: после критики президента за «цинизм и очевидную профнепригодность» были уволены некоторые руководители «Мосэнерго» во главе с гендиректором Аркадием Евстафьевым, а в РАО появился технический директор Борис Вайнзихер в статусе члена правления. Но он, как и Анатолий Чубайс, предпочитает больше заниматься генерацией -- инвестициями в крупные проекты по строительству энергоблоков, нежели сетевым и диспетчерским хозяйством.
Впрочем, в РАО теперь уже не говорят, что блэкауты, подобные американским или европейским, России не грозят. А главный диспетчер Системного оператора Александр Бондаренко в одном из интервью процитировал ученого-энергетика Ивана Сыромятникова: «Энергетика движется шагами -- от аварии к аварии».
Николай ГОРЕЛОВ