|
|
N°89, 25 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сытый голодного разумеет
Правительство намерено к 2010 году удвоить количество занятых в малом бизнесе
Вчера на очередном заседании кабинета министр экономического развития Герман Греф изложил коллегам план развития малого бизнеса на грядущую пятилетку.
Концептуальный доклад главного экономиста страны произвел неизгладимое впечатление на коллег. Все министры вплоть до наиглавнейших активно поддержали МЭРТовские идеи по продвижению государственных мер поддержки малого бизнеса в жизнь. Тут и отмена кассовых аппаратов, и выделение бюджетных денег на учебу кадров и поддержку кредитования. Здесь и льготное налогообложение. Критерий успешности господдержки малого бизнеса МЭРТ определил так: «достичь к 2010 году доли малого бизнеса на уровне 50% от всего занятого населения страны». Сейчас, по словам премьер-министра Михаила Фрадкова, в России - миллион малых предприятий, в них работает 17 млн человек или 22% экономически активного населения.
Налоговые облегчения малому бизнесу обсуждались долго и малопродуктивно, но в итоге обсуждение подвело к довольно радикальным выводам. Один из них, и весьма существенный, сделал глава Минсоцздрава Михаил Зурабов. С присущей ему детальной въедливостью он точно определил место налоговых мечтаний. Либо льготы и бюджетное дотирование этих льгот по полной программе в системе социального страхования (прямой строкой в бюджете.), либо - абсолютно революционный шаг. То есть отмена всех налогов для малого бизнеса и столь же всеобщий переход на добровольное социальное страхование, иными словами, отлучение от материнской соски в виде бюджета.
Г-на Зурабова слушали в некотором замешательстве. Все, кроме премьера, который казалось, хотел бы слушать коллегу дальше и дальше. Но тут уже пришло время подводить итог. И в дискуссию снова вмешался г-н Греф, который решился объяснить коллеге--министру природных ресурсов Юрию Трутневу, обращавшего внимание на угнетающее влияние бюрократии, что так называемый кодекс чести чиновника ничего особенного не принесет ни малому, ни другому бизнесу. «Это порочный круг, - сказал главный экономист. - Пока у нас нищенская зарплата. И милиционер не от хорошей жизни будет ходить к ларьку».
«Юрий Петрович шире ставил вопрос, - возмутился премьер. - Речь и о нас с вами, Герман Оскарович. Это мы даем поручения, мы формируем государственное мышление. Вы уж не опускайтесь до уровня милиционера. До них доходит сигнал, который идет сверху».
«Тяжело воспитывать государственное мышление на голодный желудок», - было начал г-н Греф... Но был перебит премьером: «Но у нас с вами тоже небольшая зарплата, чтобы так сытно жилось, как крупному бизнесу. Но наши полномочия предполагают довольно широкие возможности. Что мы их амнистируем за что-то». И продолжил: «Вот какая у нас небольшая заработная плата, но влиятельная работа». И тут, видимо, главному экономисту бы и призадуматься до конца правительственного сеанса над аксиомой г-на Фрадкова: «отечественный развитый крупный бизнес так и ходит под амнистией, - и это его главное отличие от недоразвитого малого, которому вроде бы пока не за что». И, может быть, и не надо прижиматься к государству. Но г-н Греф в этот момент почему-то подумал о другом: «Я прошу поддержать введение Дня предпринимателя в России». Г-н Фрадков среагировал моментально: «И считать его каждым рабочим днем, включая воскресенья. Ведь предприниматели работают сутками».
Вера Кузнецова