Время новостей
     N°88, 24 мая 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.05.2006
Вкус гранта
Школы начинают делить деньги нацпроекта
Национальный проект «Образование» вступил в стадию, которая совсем неинтересна учащимся, но весьма волнует директоров школ, -- в финальную стадию борьбы за гранты. Вслед за всеобщими выплатами классным руководителям Министерство образования и науки подошло к наиболее интригующему сюжету проекта -- подведению первых конкурсных итогов. В конце прошлой недели стали известны названия 17 вузов, которые получат от 400 млн до 1 млрд руб. из федеральной казны на реализацию своих инновационных образовательных программ. На очереди оглашение лауреатов конкурса лучших российских школ, внедряющих инновационные образовательные программы. Регионы должны представить список своих победителей в федеральное Министерство образования и науки не позднее 15 июня. А две недели назад были утверждены правила конкурса на денежное поощрение лучших учителей. Не позднее 20 августа соответствующие региональные списки победителей поступят в Минобразования, чтобы 10 тыс. педагогов страны получили ко Дню учителя по 100 тыс. рублей.

Как утверждают представители Министерства образования и науки, столь щедрый шаг федерального правительства, а также региональных и муниципальных властей, вкладывающих в программу дополнительные средства, не просто грантовая поддержка лучших из лучших. Он направлен на качественную перестройку всей системы образования. Очевидно, что успешность столь амбициозного проекта в целом справедливо будет оценивать не ранее чем через несколько лет. Однако нельзя не заметить, что вопросы качества образования, по крайней мере в средней школе, все-таки отошли сейчас на второй план и пристроились за финансовыми и организационными. Хотели того нынешние реформаторы образования или нет, но им пришлось последовать заповеди времен экс-министра образования Владимира Филиппова: «Сначала обеспечь материальную базу, потом требуй качественной работы от учителей».

Отчитываясь перед журналистами за выполнение образовательного нацпроекта, представители российских регионов всегда очень охотно приводят цифры о количестве переданных в школы компьютеров, квадратных метрах облагороженных классов и увеличении доходов учителей. Но, как правило, не рассказывают о том, что дети стали получать больше знаний. В свою очередь представители профильного федерального министерства все реже вспоминают о несовершенных образовательных стандартах.

Не всегда оправдывают светлые надежды властей и сами участники образовательного процесса. К примеру, Минобразования рекомендовало региональным конкурсным комиссиям оценивать лауреатов не только по достижениям, измеряемым в цифрах (например, в оценках по ЕГЭ и количестве медалистов), но и по отзывам родителей и выпускников, известности и популярности школы или конкретного педагога в своем регионе. «Хороший и самоотверженный педагог может очень удачно работать с детьми из группы социального риска, не рассчитывая, что все его воспитанники будут не то что победителями на всероссийских или региональных олимпиадах, но и даже хорошистами. Это нужная и сложная работа, которая должна оцениваться», -- убеждали корреспондента «Времени новостей» члены конкурсной комиссии по школам Челябинской области. Однако, как выяснилось, многие старые заслуженные педагоги отказались от выдвижения своих кандидатур на общероссийский конкурс. Кто-то не силен в новых методиках, кто-то посчитал себя слишком солидным, чтобы доказывать незнакомым чиновникам свою педагогическую состоятельность, а кто-то постеснялся проиграть и не оправдать репутацию.

Аналогичная картина сложилась и со школами. Многие школы, считающиеся местными лидерами образования, не стали оформлять заявки на президентские гранты. В этом случае камнем преткновения стала уже необходимость составлять программу развития и внедрять современные методики.

Кирилл ВАСИЛЕНКО