|
|
N°88, 24 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Закодированный дар
«Код да Винчи» -- очень средняя книга и откровенно слабое кино. Но мир будто сошел с ума. Вначале книгу раскупали, как горячие пирожки, теперь фильм бьет все рекорды посещаемости. Мировые СМИ только об этом и галдят.
На самом деле никто и не думал сходить с ума. Популярность «Кода» объясняется его темой, и тема эта -- религиозная. Вот вам и плоды секуляризации, ухода религии на периферию культуры и всего прочего, каковой идеей не уставали кормить нас европейские интеллектуалы прошлого столетия. Ничего подобного, религиозный сюжет по-прежнему способен взбудоражить умы миллионов вдоль и поперек глобуса. Конечно, будучи упакован как положено. В одной обертке с заговорами, убийствами, сексом и невероятной тайной, которую автор услужливо поможет раскрыть даже самым тупым читателям.
Нетупые изо всех сил возмущаются и разоблачают бесконечные ошибки и нелепицы Дэна Брауна, не ленясь вновь и вновь взламывать незамысловатый «Код». И ключевую идею о наследниках Иисуса и Магдалины он перепер у поп-историков Майкла Бейджента и Ричарда Ли, которые в свою очередь доверились бессовестному мистификатору Пьеру Плантару. И поэта Александра Поупа отправил на похороны к Исааку Ньютону, где тот отродясь не бывал. И иудейские рукописи из Кумрана объявил христианскими. И даже про Олимпийские игры ничего толком не знает. Короче, чего ждать от бывшего преподавателя английского из малоизвестного американского университета. Но разоблачители тоже читают, да еще и сами пишут. Потому что религия -- это жутко интересно, даже если извлечь ее из конспирологической обертки.
Книгу и кино не только разоблачают грамотеи. Против них возвышают свой голос религиозные лидеры по всему миру. Причем не только христианские, но и мусульманские. И то понятно -- недавно датчане обидели пророка Мухаммада, изобразив в непотребном виде, а теперь американцы -- пророка Ису, женив на бывшей блуднице. Он, конечно, не Мухаммад, но тоже человек уважаемый. Поэтому к физической расправе над кощунами мусульмане пока не призывают, а ограничиваются требованием запрета их вредной продукции. Потребовали запрета и православные радикалы, не преминув в связи с этим высказаться на любимую тему. «Покупаешь билет на «Код да Винчи» -- продаешь Христа», -- дружно скандировали хоругвеносцы, вышедшие на пикет к кинотеатру «Пушкинский». То есть действуешь заодно с христопродавцами, которые, известное дело, всем в Голливуде и заправляют. Но официальные православные структуры так далеко не зашли и призвали лишь к бойкоту фильма.
Католики поначалу проигнорировали выход книги, разумно посчитав, что антиреклама ничем не хуже рекламы. Разве что архиепископ Генуэзский Тарчизио Бертоне осудил «Код» как рассадник ересей. Но если кому было обижаться, так это как раз Ватикану, которому от Брауна досталось по полной программе. Орден мирян Opus Dei, чья штаб-квартира возвышается посреди Манхэттена, он вообще представил как сборище извращенцев и наемных убийц. Вполне в духе антикатолических мифов, которые гуляли по просторам Северной Америки еще в начале прошлого века. С поправкой на нынешние педофильские скандалы, когда каждый повзрослевший алтарный мальчик судорожно пытается вспомнить, не погладил ли его слишком нежно по головке священник, чтобы вчинить церкви иск на десяток миллионов долларов.
Накануне выхода фильма католики сломались. И два влиятельных кардинала -- Анджело Амато и Фрэнсис Аринзе -- поддержали Бертоне. Первый призвал к бойкоту фильма, а второй потребовал подать на святотатцев в суд. Правда, прелат Opus Dei епископ Хавьер Эчеваррия Родригес смиренно заявил, что молится о спасении душ обидчиков.
Наверное, такая молитва им и не повредит. Но суть происходящего в другом. «Код да Винчи» совершенно напрасно сравнивают с опустошительным ураганом, пронесшимся по планете. Напротив, это дар небес всем ее верующим, и прежде всего христианам. Он не только доказал, что образ Спасителя не потерял своей притягательной силы для миллионов. Дэн Браун и Голливуд фактически проделали за христианских апологетов часть их работы -- увлекли публику историей христианства, и теперь тем осталось лишь развить миссионерское наступление. При этом автор книги так подставился своими нелепостями, что даже самый заурядный священник или пастор будет выглядеть на его фоне большим эрудитом. А любой мало-мальски знающий христианин сможет разбить всю эту ерунду про Меровингов, Грааль и Приорат Сиона в пух и прах. И рассказать, как все было на самом деле.
Борис Фаликов