|
|
N°88, 24 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Берлинская авиационная выставка оказалась неудачной
Крупным международным выставкам традиционно принято давать высокие оценки. Но есть люди, полагающие, что даже на обкатанных десятилетиями аэрокосмических шоу могут быть весьма серьезные прорехи, причем с далеко идущими последствиями. Нашлась ложка дегтя и для ILA-2006 в Берлине. И это не злопыхательство, а вполне взвешенная и аргументированная оценка человека, давно занимающегося выставочной работой. В активе берлинского собеседника военного обозревателя «Времени новостей» Николая ПОРОСКОВА -- президента «Внешавиакосмоса» доктора экономических наук Алексея ЛАВРОВА -- успешная организация российской экспозиции на Ганноверской выставке высоких технологий.
-- Алексей Семенович, что такое все же статус «страны-партнера», которой Россия была названа на ILA-2006?
-- Тут есть некая двусмысленность. Да, было предложение германской стороны, Владимир Путин в Томске во время встречи с канцлером Ангелой Меркель подтвердил: Россия на ILA-2006 будет участвовать в качестве страны-партнера. И все. Какие бы то ни было распорядительные документы на свет не появились. Перед Ганноверской ярмаркой прошлого года, когда наша страна имела такой же статус, вышло специальное распоряжение правительства о создании большой национальной экспозиции, был определен ее организатор. В Берлине единого организатора не было. Можно было бы назвать исполнителем этой роли «Роспром». Однако он отвечает на выставке за показ продукции военного назначения, которая здесь играет второстепенную роль. Главенствует транспортная и коммерческая авиация.
Двусмысленность нынешней ситуации была заложена отсутствием нормальной организации, в первую очередь с германской стороны. Я имею в виду Messe Berlin как организатора. С этой компанией в августе прошлого года во время аэрокосмического салона МАКС Россия подписала меморандум, который обязывал провести все технические мероприятия, связанные с участием России как страны-партнера. Но выработать рамочные условия с Messe Berlin по ганноверскому принципу не получилось. В Ганновере был создан оргкомитет. Россия в лице Минпромэнерго арендовала выставочную площадь сразу для всех участников. Здесь же каждый российский экспонент самостоятельно работал с Messe Berlin. В результате четкой концепции представления российской продукции на ILA-2006 не было. По всем этим причинам звание страны-партнера девальвировано.
-- И чем это обернулось?
-- Вот вся пресса, в том числе и российская, писала здесь об аэробусе А380 как о главном экспонате. Однако никто не вспомнил, что вся шассийная группа к этому самолету делается в России. В Ганновере эту продукцию представлял изготовитель шасси ВСНПО «Ависма», которого в Берлине, увы, не было. (Кстати, в Ганновере Владимир Путин рассказал канцлеру об «Ависме», чем его и удивил.) Не было в Берлине и экспозиции новых российских материалов для авиации. Хотя в этой сфере Россия может уверенно предложить свои технологии и наработки.
Впервые в истории ILA отсутствовал отдельный стенд Центрального аэрогидродинамического института, знаменитого ЦАГИ. Не была представлена российская кооперация и как реальный субконтрактник. И хотя площадь российской экспозиции 1500 кв. метров самая большая за всю историю ILA, ожидания участников не оправдались. Мне известно о стремлении Союза авиационно-космической промышленности Германии организовать по аналогии с Ганноверской ярмаркой авиационный форум, но не получилось. К тому же своего павильона у России в Берлине, по сути, не было -- был российско-узбекский. Это видно и по двум флагам на входе.
-- Однако главный критерий -- коммерческие результаты выставки...
-- Результат Ганноверской выставки, по оценке ее участников, -- более ста заключенных контрактов и более полутора тысяч новых контактов. Здесь, хотя пока и нет окончательной информации, думаю, ничего подобного не произойдет.
-- Как вы думаете, почему на ILA-2006 не приехала канцлер Ангела Меркель?
-- Мне неизвестны глубинные причины, но доподлинно известно, что в это время она находилась в Берлине. Но вот в марте этого года она специально ездила в Ганновер, чтобы открыть выставку высоких компьютерных технологий. В апреле там же открывала ярмарку. Однако, находясь в Берлине, на ILA не приехала. Это в какой-то степени свидетельствует о политической оценке берлинской выставки германским руководством. Да и приехавший на ILA министр экономики Германии г-н Глосс в силу нехватки времени не смог принять участие в традиционном торжественном открытии выставки. В итоге открытия как такового не было вообще -- впервые на моей памяти.
-- Что говорит сравнительная статистика нынешней и других подобных выставок?
-- В 2004 году ILA посетили 210 тыс. человек. На последнем МАКСе было 512 тыс. человек, в Ле-Бурже -- 490 тыс. Начиная с 1992 года уровень ILA существенно падает, все меньше на ней «живой», летающей авиатехники. Интерес к Messe Berlin падает. С другой стороны, здесь впервые был провозглашен международный проект «ILA -- космический мир». Но здесь участвовали помимо российского лишь четыре космических агентства -- европейское, германское, казахстанское и украинское. Поэтому говорить о серьезном международном форуме нельзя.
Конкуренция в сфере авиации очень острая. Организаторы популярнейшей выставки в Фарнборо, которая пройдет в июле этого года, решили впервые провести еще одну выставку -- в мае в Шанхае с точно такой же тематикой и направленностью, как ILA, и практически в те же сроки. Участвовали в ней американцы, англичане, китайцы и многие другие, которые, естественно, не успели перевести экспонаты в Берлин. Собственно, и не собирались этого делать. Организаторы Messe Berlin этого не учли, поэтому участников здесь меньше, полнокровной деловой программы не получилось.
-- То есть, по-вашему, перспективы у Берлинской выставки не очень хорошие?
-- Скорее всего выставка проходит в последний раз, поскольку аэропорт Шенефельд закрывается на реконструкцию. Выставке надо будет искать новое место. Может быть, с нового места начнется и новая жизнь. Союзу авиационно-космической промышленности Германии надо бы задуматься, справляется ли Messe Berlin с поставленной задачей.
|