Министерство финансов разъяснило правила коммерческой эксплуатации виртуальной собственности
Отставание законодательства от постоянно меняющихся реалий современного мира стало практически аксиомой. Не исключение -- законодательство налоговое, «белые дыры» в котором возникают не всегда по вине разработчиков. В частности, считать интернет-сайт объектом интеллектуальной собственности и нематериальным активом совсем еще недавно для россиян казалось чем-то вроде ненаучной фантастики. Но уже весной нынешнего года вопросы владельцев порталов, как учесть виртуальную собственность, вынудили Минфин сделать письменные разъяснения.
Как говорится в письме Минфина, чтобы учесть созданный web-сайт как нематериальный актив, недостаточно иметь документы, подтверждающие исключительные права на сайт.
Еще семь лет назад, когда писалась часть II Налогового кодекса, никто в России не мог и предположить, насколько дорогим, прибыльным и ценным активом могут стать в ближайшем будущем интернет-сайты, создававшиеся в те годы по большей части в качестве средства общения с «соратниками по хобби». Однако по мере того, как сайты «по интересам» постепенно стали превращаться в успешные бизнес-проекты и в российский Интернет начал выходить серьезный бизнес, встал вопрос о том, какие налоговые обязательства должны нести его владельцы.
Налоговый кодекс говорит, что в целях налогообложения прибыли нематериальными активами признаются приобретенные или созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности. Владение сайтом должно подтверждаться надлежаще оформленными правами. Однако для признания сайта нематериальным активом этого мало, пишет Министерство финансов. Сайт должен приносить экономическую выгоду и доход. Помимо этого виртуальная собственность должна эксплуатироваться не менее года, а ее стоимость должна составлять не менее 10 тыс. рублей.
Если сайт отвечает всем этим требованиям и как только он признан материальным активом, виртуальная собственность может быть использована как любое другое имущество. Например, для получения кредитов под залог имущества, для использования в качестве вклада в уставный капитал создаваемого предприятия, для продажи предприятия или сдачи его в аренду, для выхода на рынок ценных бумаг, для определения ущерба, нанесенного деловой репутации действиями конкурентов.
Владельцам сайтов, не претендующим на использование виртуальной собственности в качестве нематериального актива, тоже можно попытаться воспользоваться некоторыми налоговыми преимуществами. Согласно письму Министерства финансов, если на созданный сайт не были оформлены исключительные права, а используется он исключительно для размещения рекламной информации о деятельности конкретной компании, то в этом случае расходы на
создание сайта учитываются в составе расходов на рекламу.