|
|
N°88, 24 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хождение по квотам
Кризис с ввозом подержанных иномарок поставил Калининградскую область на грань социального взрыва
Градус социальной напряженности среди калининградских автомобилистов достиг точки кипения. Люди измучены «хождением по квотам» -- заплатив государству минимум по три тысячи рублей за право ввезти в регион бэушную иномарку, они не могут это сделать из-за плохой работы регионального правительства, несогласованности действий местных властей с таможней и прочими регулирующими органами. В местной прессе все происходящее уже окрестили "квотным бардаком".
А началось все несколько лет назад, когда на незаконной торговле квотами спецслужбы «прихватили» тогдашнего заместителя губернатора Савву Леонова. Его взяли с поличным во время получения взятки в 150 тыс. долл. (деньги были спрятаны в коробку из-под торта). Г-н Леонов с тех пор коротает свои дни в камере, присяжные заседатели уже готовы вынести ему обвинительный вердикт, но он пока болеет. С его «посадкой» и завертелась долгая квотная история, которая и привела к такому бардаку.
В федеральном центре посчитали, что распоряжение квотами на ввоз автомобилей -- это кормушка для местных чиновников, а посему ее надо убрать. И когда калининградским губернатором стал ставленник Москвы Георгий Боос, он заявил: льготный ввоз автомобилей отменяется. Был принят новый закон об особой экономической зоне, в рамках которого отводилось полгода на удовлетворение автопотребностей калининградцев. Как выразился тогда г-н Боос, «каждый желающий ввезет по последнему льготному автомобилю, потом мы квоты отменим».
18 апреля прошел аукцион -- люди покупали у государства право на ввоз машин. Было объявлено, что аукцион пройдет по принципу «одна квота в одни руки». Однако когда в местном официальном издании опубликовали список победителей (около восьми тысяч человек), то оказалось, что четыре сотни квот приобрела фирма с одинаковым названием, но разными порядковыми номерами -- от 1 до 400. И таких клонов было немало. В справедливости квотного аукциона, естественно, возникли сомнения.
Впрочем, для раздумий времени не было -- калининградцы стали выстраиваться в очередь у регионального конкурсного агентства, чтобы получить свои свидетельства о праве на ввоз машины. Рутинная в принципе процедура превратилась в цирк. Люди не могли получить свои документы неделями. Списки победителей менялись, свидетельства терялись, очереди на многие сотни метров растягивались на сутки, местами в этой очереди торговали. Доходило до абсурда -- чиновники уничтожали списки очередников и формировали новые. В итоге те, кто стоял впереди, в одночасье превращались в аутсайдеров.
А совсем недавно был опубликован документ с любопытным названием -- «Извещение о внесении изменений в извещение о внесении изменений в извещение о результатах аукциона...». Суть документа: у трех последних очередников отобрали квоты и отдали другим претендентам, которые, как неожиданно выяснилось, заплатили больше. В очередях случались и сердечные приступы, и драки. Однако на массовые акции протеста так никто и не решился -- люди боялись, что если они возвысят голос, тогда выдачу свидетельств на ввоз иностранных авто вообще отменят.
Но когда все вроде устаканилось, выяснилось, что теперь, даже выбив с боями у государства квоту на свой последний автомобиль, калининградцы все равно не смогут его ввезти. На днях региональное отделение Северо-Западной таможни сообщило, что без российского сертификата соответствия экологическим нормам выброса отработанных газов (по стандартам Евро-2) нельзя будет ввезти и оформить машину. Калининградцев, купивших квоту, это известие повергло в шок. Они буквально штурмовали здание таможни на улице Туруханской, требуя от таможенников внятного объяснения: почему всех так «кинули»? Но в таможне разводят руками: бумага спущена из Москвы.
В пресс-службе таможенного управления «Времени новостей» сообщили, что таможенным органам дано указание об условном выпуске автомобильной техники при отсутствии установленных документов. «Условный выпуск означает завершение таможенного оформления в порядке и в сроки, установленные таможенным законодательством, но без выдачи владельцу паспорта транспортного средства до предоставления документа из органов «Ростехрегулирования», -- пояснил собеседник газеты. Загвоздка в том, что требуемых документов «Ростехрегулирование» не выдает -- их просто нет в природе.
Обстановка в регионе накалилась настолько, что на прошлой неделе в четверг вечером областная Дума обратилась к премьер-министру Михаилу Фрадкову с требованием немедленно вмешаться в квотную историю. А пока «челобитная» шла до Москвы, в заваренной каше попытался разобраться калининградский губернатор Георгий Боос.
Он заявил журналистам, что повода для паники нет -- Калининградский центр стандартизации и метрологии вот-вот приступит к выдаче необходимых сертификатов соответствия требованиям Евро-2. По его словам, уже достигнута договоренность с «Ростехрегулированием» и Федеральной таможенной службой о том, что «при растаможке автомобилей требовать и проверять сертификаты Евро-2 не будут». «Ростехрегулирование» готовит срочное письмо в Федеральную таможенную службу, таможня свою инструкцию дальше пошлет нашему управлению по Калининградской области, благодаря чему снимется острота этого вопроса», -- сказал г-н Боос. В Калининградском центре стандартизации и метрологии разводят руками -- о том, что сертификаты придется выдавать именно им, они узнали как раз от г-на Бооса.
В результате калининградскому правительству пришлось пойти на крайние меры. Из Москвы в экстренном порядке были "выписаны" специалисты сертификационного центра, аккредитованного при Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ). Они, по сообщению пресс-службы регионального правительства, сразу же начали выдавать сертификаты соответствия Евро- 2. Остроту кризиса с автоквотами, грозившего обернуться социальным взрывом, удалось сбить в последний момент. Но как будет развиваться ситуация с этим традиционным для калининградцев бизнесом дальше, не берется предсказать никто.
Вадим СМИРНОВ, Калининград