|
|
N°87, 23 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дороже всего страховать политические риски
На аэрокосмических салонах, выставках вооружений и военной техники на виду прежде всего, безусловно, производители специфической продукции и торговцы ею. Однако, как и во многих глобальных процессах, их индикаторами чаще являются представители обеспечивающих служб, стоящих вроде бы в стороне от основного «потока». Но это только на первый взгляд. На практике же, находясь, что называется, над схваткой, они зачастую дают более оригинальную оценку происходящему, тонко угадывают тенденции. С представителем одной из страховых компаний -- заместителем председателя правления СОАО «Русский страховой центр» (РСЦ) Вячеславом ШАБАЛИНЫМ на только что закончившемся авиасалоне ILA в Берлине беседовал военный обозреватель «Времени новостей» Николай ПОРОСКОВ
-- Вячеслав Александрович, посланцы РСЦ на ILA действительно никому не мозолили глаза. В чем же заключалась ваша «скрытная» работа?
-- Прежде всего отмечу, что мы как раз открыты для всех. В случае нашей закрытости, кстати, не состоялось бы и это наше интервью о результатах работы на ILA-2006. Здесь, в Берлине, РСЦ провел переговоры не только с представителями российских авиационных и космических предприятий, но и принял участие во встречах с иностранными партнерами. Международному аспекту нашей деятельности мы придаем особое значение. Активными и продуктивными были переговоры с представителями компании OHB System AG. Эта компания c головным офисом в Бремене уже много лет сотрудничает с «Роскосмосом», "Рособоронэкспортом" и омским производственным объединением «Полет» по использованию российских ракет-носителей «Космос-3М» для запуска зарубежных космических аппаратов. В прошлом году такая ракета была адаптирована под космические аппараты Германии по программе SAR-Lupe, которые должны запускаться с космодрома Плесецк. РСЦ участвовал в страховании испытательного запуска такой адаптированной ракеты, который прошел успешно. Предполагаем мы предоставить свою страховую защиту и для последующих пяти основных запусков по программе SAR-Lupe. Сейчас идет согласование графика по подготовке и обеспечению проведения первого пуска из этой серии. Он должен состояться в 2006 году.
РСЦ принимал участие и в переговорах с американской компанией ORBCOMM. Она широко известна в мире. Ее космические аппараты предоставляют по всему земному шару информацию о местонахождении объектов. «Роскосмосом» достигнута договоренность: омский «Полет» наряду с американскими и германскими производителями примет участие в изготовлении большой серии космических аппаратов ORBCOMM после успешного проведения в этом году первого демонстрационного запуска совместно созданного спутника. Российским предприятиям ракетно-космической отрасли это было бы крайне выгодно, поскольку они в этом случае будут участвовать не только в изготовлении и запуске наших ракет-носителей, но и, подчеркиваю, космических аппаратов.
-- Появились ли новые проекты в результате ваших встреч на берлинской выставке?
-- Да. Председатель правления нашей компании Дмитрий Извеков провел переговоры с Талгатом Мусабаевым, первым казахстанским космонавтом, ныне руководителем совместного российско-казахстанского предприятия «Байтерек», которое занимается вопросами создания на полигоне Байконур стартового комплекса с таким же названием. Вообще российско-казахстанское сотрудничество в космической сфере постоянно расширяется. В июне этого года должен быть запущен первый казахстанский космический аппарат связи KazSat, который обеспечит связь и передачу телевизионных программ на территории Казахстана. «Русский страховой центр» является страховщиком на этапах производства, транспортировки, предстартовой подготовки, вывода на орбиту и ввода в эксплуатацию аппарата KazSat. Этот спутник связи -- первый серьезный шаг по расширению сотрудничества России и Казахстана в космической сфере. Проект «Байтерек» -- следующий. Универсальный стартовый комплекс «Байтерек» позволит Казахстану производить пуски перспективных ракет со своей территории.
-- Какова цена вопроса?
-- Насколько мне известно, для реализации проекта правительство Республики Казахстан предоставило соответствующий кредит совместному предприятию «Байтерек». Однако окончательно стоимость создания стартового комплекса будет определена в этом году после выполнения ГКНПЦ им. М.В. Хруничева технического проекта.
-- Как вы сотрудничаете с Европейским космическим агентством?
-- Россия имеет обширные программы сотрудничества с Европейским космическим агентством, а также двухсторонние программы с Германией, Францией, другими странами. Наполнение этих программ новыми проектами постоянно растет. Одним из самых крупных является, как известно, контракт по созданию на французском космодроме Куру в Новой Гвиане стартового комплекса, откуда будут стартовать ракеты-носители «Союз», производимые на ЦСКБ «Прогресс» в Самаре. На переговорах председателя правления РСЦ Дмитрия Извекова с генеральным директором компании Arianspace Ле Галем были затронуты проблемы продвижения страховой защиты при реализации проекта в Гвианском космическом центре.
-- Затрагивались ли на переговорах с европейскими партнерами вопросы перестрахования?
-- Надежное страхование авиационной и ракетно-космической техники, стоимость единичного образца которой нередко исчисляется десятками, а порой и сотнями миллионов долларов США, невозможно без отлаженной перестраховочной защиты. Это обычная мировая практика, когда страховая компания, принявшая на себя весь риск, перестраховывает часть его в других страховых компаниях -- у перестраховщиков. РСЦ прежде всего размещает риски на российском перестраховочном рынке, а при значительных величинах страховых сумм -- и на зарубежных. Поскольку мы беседуем в Германии, хочется упомянуть наших германских партнеров -- Мюнхенское, Кельнское и Ганноверское перестраховочные общества, с которыми мы поддерживаем постоянный контакт. Они участвуют в наших программах по перестрахованию различных видов рисков, в том числе и космических.
-- На ILA-2006 вслед за известной фирмой «Нога» возникли притязания других лиц. СМИ сообщали, что возможен арест российских самолетов Бе-200 и МиГ-29. Потом, правда, все стихло. Однако возможно ли страхование таких случаев?
-- В обычных страховых полисах политические риски, действия государственных органов обычно входят в раздел «Исключения» наряду с военными действиями, террористическими актами, ядерными и другими рисками. Но существует специальный страховой продукт, который позволяет предоставить страховое покрытие по политическим рискам. РСЦ имеет опыт выстраивания защиты от таких рисков, а в случае необходимости мог бы проработать вопрос и предоставить финансовую защиту клиенту. При разработке страхового покрытия по данному виду рисков необходимо изучить историю вопроса, его специфические особенности. Стоимость страхования политических рисков, конечно, выше по сравнению со страхованием самолетов, судов, грузов, имущества и других, скажем, рутинных видов страхового покрытия.
Но вернемся к нашему гипотетическому случаю. В случае, если по решению государственных органов техника арестовывается, компания компенсирует ее собственнику, государству или предприятию, убыток в полном объеме. Затем страховая компания судится с тем, кто эту технику арестовал. На плечи страховщика перекладывается бремя судебных расходов, разбирательств и дальнейшей правовой работы по урегулированию отношений с компетентными органами государства, которые будут принимать окончательное решение. И если страховщик выигрывает судебный процесс, техника становится собственностью страховой компании.
-- И куда бы вы дели эти самолеты?
-- Ну, могли бы, например, предложить их бывшему собственнику или кому-то другому за приемлемую цену. Однако это совершенно отдельная тема, выходящая за рамки собственно страхования.
-- Насколько я знаю, вы собираетесь получить международный рейтинг. Зачем?
-- Вопрос в точку: в этом году наша компания действительно запланировала начать процедуру получения международного рейтинга. Делают это признанные международные рейтинговые агентства. В настоящее время РСЦ имеет рейтинг «А+» российского агентства «Эксперт-РА», означающий «высокий уровень надежности со стабильными перспективами». Однако дело в том, что без международного рейтинга очень сложно заниматься входящим перестрахованием зарубежных рисков -- это когда наша компания участвует в перестраховании рисков иностранных страховщиков с западных и восточных рынков. За рубежом существуют законодательные ограничения или обычаи делового оборота, устанавливающие необходимость перестрахования рисков только в компаниях, имеющих соответствующий международный рейтинг. Такие ограничения есть даже в Казахстане, Узбекистане и на Украине. Так что международный рейтинг -- важный элемент успешной конкуренции на мировом рынке.
|