|
|
N°86, 22 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Участь рядового
Из-за издевательств старослужащих солдат потерял обе ноги
В Хабаровске завершено рассмотрение одного из громких уголовных дел по фактам дедовщины в войсках. Сержант Дмитрий Нагайцев, обвиняемый в жестоком избиении своего подчиненного рядового Евгения Коблова, был приговорен Хабаровским гарнизонным судом к пяти годам лишения свободы. На оглашение приговора, которое состоялось в пятницу, 19 мая, рядовой Коблов пришел на временных протезах. Еще летом прошлого года врачи 301-го военного госпиталя, чтобы спасти жизнь молодому человеку, ампутировали сначала обе ступни, а затем и голени.
Приговором мать и сын Кобловы остались недовольны. 286-я статья УК (превышение должностных полномочий с применением насилия), по которой судили обидчика Евгения сержанта Нагайцева, предусматривает наказание до десяти лет лишения свободы. Родители Евгения не скрывают, что рассчитывали на максимальное наказание. Прокурор Дальневосточного военного округа (ДВО) Александр Мокрицкий потребовал для Дмитрия Нагайцева шести лет колонии общего режима. По его словам, большую роль сыграли положительные характеристики, которые сержанту Нагайцеву дало командование части 34091, где служили обвиняемый и потерпевший. При этом рядового Коблова командиры, напротив, характеризовали как неопрятного и безответственного бойца, отмечали его патологическое нежелание служить в армии. Осужденный Нагайцев своей вины не признал и теперь намерен обжаловать приговор.
Между тем в суде была полностью доказана вина командира отделения Нагайцева в систематических избиениях своих подчиненных. Рядового Коблова он избивал с февраля по май прошлого года не меньше пяти раз. Следствию удалось доказать, что сержант причастен и к нанесению увечий средней тяжести другому рядовому -- Сергею Каргину, проходившему по этому делу вторым потерпевшим.
Согласно приговору, конфликт между сержантом и рядовым, приведший к трагическим последствиям, произошел следующим образом. 4 мая прошлого года Коблов дежурил в наряде по кухне. Нагайцеву показалось, что рядовой слишком медленно моет посуду после ужина, и он «для ускорения» ударил его несколько раз. Затем в ход пошло деревянное весло, которым мешают пищу в больших чанах, а потом он несколько раз окунул Коблова головой в кастрюлю. Евгений пытался бежать с кухни, но был пойман и снова избит.
Чтобы скрыться от своих обидчиков, Коблов бежал из части. Ночью он пробрался в подвал многоквартирного дома в гарнизоне Князе-Волконское. От ударов Евгений потерял сознание. Как отмечено в медзаключении, из-за развившейся депрессии, сопровождавшейся частичной утратой способности к произвольным движениям и потерей памяти, в бессознательном сознании рядовой Коблов пролежал в подвале до 25 мая, когда его случайно обнаружили работники Князе-Волконской квартирно-эксплутационной части. Из-за того что все это время на ногах Евгения была надета тесная обувь, а в подвале было холодно и сыро, мягкие ткани ног получили некротическое поражение.
Информация о случившемся была предана огласке почти восемь месяцев спустя, вскоре после ЧП в Челябинском танковом училище с рядовым Андреем Сычевым. Но, как ни странно, прокуратура ДВО назначила проверку по факту самовольного оставления части рядовым Кобловым. Уголовное дело в отношении его истязателей появилось только в связи с вопиющим вредом здоровью, который нанесли ему старослужащие.
19 мая Евгений Коблов получил официальное известие, что он комиссован из рядов вооруженных сил по состоянию здоровья. Из затребованных им 1 млн руб. в качестве компенсации морального вреда со стороны части суд счел возможным удовлетворить только 200 тыс. При этом Минобороны продолжит лечение бывшего рядового Коблова за свой счет, пока он не встанет на постоянные протезы. Губернатор Саратовской области Павел Ипатов пообещал выделить из бюджета средства на его высшее образование. Сам Коблов заявил о том, что мечтает стать специалистом в компьютерной сфере.
Илья СЕРГЕЕВ, Хабаровск