|
|
N°187, 11 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Экология как бизнес
Российские предприниматели задумались о вечном
Российский бизнес потихоньку взрослеет. Разделив сферы влияния и налаживая производство, он задумался теперь и о вечных ценностях. В последние несколько лет в российском бизнесе проходила поголовная сертификация по международным стандартам серии ISO 9000, характеризующим уровень качества выпускаемой продукции. В ближайшем будущем в моду войдет серия природоохранных стандартов ISO 14000. До сих пор в России было всего шесть средних по размеру предприятий и компаний, имеющих подобный сертификат, и одно крупное -- ЛУКОЙЛ. Вчера к этой когорте присоединился лидер российской черной металлургии -- череповецкая «Северсталь». Ее примеру скоро последует «Русский алюминий» и ряд других крупных промышленных структур, которые заканчивают проведение аудита по стандарту ISO 14000 на своих предприятиях.
В отличие от других природоохранных стандартов основой ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента на предприятии или в компании. Этот стандарт не ориентирован на мониторинг количественных параметров воздействия на окружающую среду и на используемые технологии. Центральным документом серии является ISO 14001. Именно соответствие его требованиям является предметом сертификации. Первые стандарты ISO 14000 были приняты в 1996 году, в России утверждены в 1998-м. Первый сертификат ISO 14001 был выдан в России в феврале 2000 года Вологодскому подшипниковому заводу.
Стремление российских компаний соответствовать мировым требованиям в области экологии, безусловно, знаковое явление. «В России сейчас масса проблем, которые заслоняют от нас одну непреложную истину: мы всего лишь часть мира, поэтому забота об охране окружающей среды -- это часть нашей повседневной работы», -- заявил вчера генеральный директор «Северстали» Алексей Мордашов.
Сертификация предприятия -- это не только красивый жест. Менеджер проектов неправительственной общественной организации «Эколайн» Сергей Дайков считает, что сертификация по ISO 14000 -- это эффективный инструмент конкурентной борьбы для предприятий, ориентированных на внешние рынки сбыта. К тому же более рациональное использование ресурсов (что также является одним из постулатов системы экологического менеджмента) позволяет, по его словам, снизить издержки производства. Правда, вчера г-н Мордашов сказал, что не ожидает в связи с получением «Северсталью» сертификата захвата новых рынков или привлечения новых клиентов. Тем не менее он оговорился, что в долгосрочной перспективе это будет способствовать продвижению продукции комбината.
Как показывает опыт Вологодского подшипникового завода, дивиденды можно получить сравнительно быстро. Главный инженер предприятия Александр Кузьмин рассказал корреспонденту газеты «Время новостей», что если ранее почти 100% продукции завода продавалось в России, то теперь пятая часть идет на экспорт, причем львиная доля внешних продаж приходится на американский рынок. За два года завод в два раза снизил объем потребления питьевой воды, на 30% -- выбросы в атмосферу. Только за этот год предприятие потратило на природоохранные нужды 5,7 млн рублей. «Это очень дорогое удовольствие, но это надо делать», -- говорит г-н Кузьмин.
Дмитрий СИМАКОВ