|
|
N°85, 19 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Летний максимум
Владимир Якунин рассказал Владимиру Путину о железнодорожных перевозках
Прилетевший вчера в Сочи на железнодорожный форум «Стратегическое партнерство 1520» глава РЖД Владимир Якунин воспользовался моментом и навестил отдыхающего по соседству в резиденции «Бочаров Ручей» Владимира Путина. Так как открытых острых тем на повестке не было, президент страны поинтересовался, как железнодорожники подготовились к летнему максимуму пассажирских перевозок. «У нас лето начинается с 28 мая. Вчера я подписал соответствующее распоряжение», -- начал свой доклад г-н Якунин. Он привел ряд цифр, показывающих рост доходов в секторе перевозок населения, не вдаваясь, правда, в некоторые тенденции, которые проявляются в тарифной политике РЖД. Ведь поездка на поезде в тот же Сочи в июле-августе уже стоит зачастую дороже, чем на самолете.
Указание главы государства реформировать железнодорожную отрасль «так, чтобы это не ложилось на плечи наших пассажиров, выполняется», доложил г-н Якунин. «Могу добавить несколько цифр, которые, как мне кажется, говорят сами за себя, -- сказал президент РЖД. -- В прошлом году мы перевезли полтора миллиарда пассажиров. Это значит, что каждый гражданин России должен был бы проехать девять раз на железнодорожном транспорте. У нас объем пассажирских перевозок вырос на 10%. При этом уровень роста тарифов ниже, чем уровень роста реальных доходов граждан, прогнозируемый Минэкономразвития. Если мы говорим о регулируемом секторе (тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах. -- Ред.), то это 13%, при этом прогнозируемый рост доходов -- 19%. В нерегулируемом (купейные вагоны и вагоны люкс, а также сидячие в скоростных поездах. -- Ред.) уровень тарифов возрастает на 22%. При этом 248 дней из 365, если говорить об изменениях тарифов в период пиковых перегрузок, мы работаем ниже среднегодового уровня (это касается нерегулируемого сектора, в регулируемом -- 216 дней. -- Ред.). Естественно, летние перевозки с точки зрения коммерческого использования и в нерегулируемом секторе повышаются. Надеюсь, что в этом году пассажиры будут более удовлетворены сервисом российских железных дорог. Мы вводим несколько новых фирменных поездов».
Первый раз руководитель железнодорожной отрасли не пожаловался главе государства на убыточность пассажирских перевозок. Наоборот, г-н Якунин стал обращать внимание на рост доходов от них. Очевидно, что этому росту способствует увеличение числа фирменных поездов (в которых тариф минимум в полтора раза выше) с одновременным сокращением числа более дешевых нефирменных, а также дефицит билетов в вагоны без дополнительных услуг (из-за относительно небольшого числа таких вагонов в составах). Впрочем, об этом речи не шло, как и о том, что железнодорожные тарифы монополии уже с прошлого года стали превышать авиационные. Так, билет в Сочи из Москвы (в одну сторону) в июле-августе в купейном вагоне нефирменного поезда (время в пути -- более 36 часов) обойдется в 2235 руб., а фирменного (время в пути -- более 27 часов) -- в 3601 руб. (вагон без допуслуг) или 4111 руб. (с допуслугами). В вагонах люкс тариф, естественно, намного выше. Авиакомпании сейчас предлагают билеты по тому же маршруту (лететь чуть более двух часов) по цене (включая все сборы) от 2500 руб. (авиакомпания «Русланд»). «Сибирь» продает их по 3250 руб., «Аэрофлот-Дон» -- по 3350 руб. Это означает, что рост пассажиропотока РЖД на южный курорт страны практически не имеет потенциала, не исключено даже его снижение.
Эксперты уже несколько месяцев указывают на то, что на дальних расстояниях РЖД проигрывает конкурентную борьбу авиации, а потому железнодорожникам необходимо сосредоточиться на перевозках до 1000 км и не усердствовать в «выбивании» высоких тарифов у Федеральной службы по тарифам. Ведь г-н Якунин сам признает, что в нерегулируемом секторе перевозок РЖД в этом году повысила тариф аж на 22%. Между тем весьма активно развивается и автобусное сообщение, причем часто с более удобными для пассажиров часами отправления и прибытия. Именно поэтому в непиковое время поезда РЖД ходят полупустые.
Николай ГОРЕЛОВ