|
|
N°85, 19 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Загранпаспортный режим
Сотрудники ФМС пытаются сократить очереди желающих выехать за границу
Чудовищные очереди за загранпаспортами стали в московских отделениях милиции одной из главных примет приближающегося лета. Федеральная миграционная служба, унаследовавшая от МВД обязанность снабжать граждан России выездными документами, по заверению ее руководства, сейчас предпринимает ряд экстренных мер, чтобы облегчить мучения россиян, собравшихся за границу и вынужденных проводить у дверей паспортных столов не только дни, но иногда и ночи. Об этом заявил вчера заместитель директора ФМС России Александр Леденев, не преминувший добавить, что резкий всплеск потребности граждан в загранпаспортах (с 1,2 млн в 2003 году и 3,8 млн в 2005-м) наблюдается при остающейся неизменной численности персонала службы.
В преддверии сезона летних отпусков в Москве все 126 отделений ФМС были переведены на усиленный график работы. «Теперь две субботы месяца -- рабочие дни, также прием населения ведется по вторникам и четвергам до 20.00. Но, как правило, сотрудники не уходят домой, пока не примут документы у всех желающих», -- рассказал он. В ФМС по Москве даже создан оперативный штаб, контролирующий обстановку. В центральном подразделении появились мобильные группы, которые выезжают в те территориальные отделения, где самая тяжелая обстановка. «Горячими паспортными точками» в Москве и области, по данным г-на Леденева, еще недавно были Химки, Красногорск, Южное Бутово, Зеленоград. Однако, как утверждает замглавы ФМС, после того, как «были приняты меры к руководству отделений», положение там исправилось. Сейчас кризисным считается только Митино. Но и там персонал уже получил указание работать «до последнего клиента». Даже если для этого потребуется задержаться на работе.
Впрочем, в лучших традициях отечественной бюрократии не сумел Александр Леденев удержаться и от обвинений в создании ажиотажа самих россиян. По его словам, в появлении огромных очередей стоит винить и привычку граждан выправлять документы весной и обязательно по утрам. «Я сам выезжал в наши подразделения и видел очереди, которые к вечеру рассасываются», -- утверждает г-н Леденев. При этом он посоветовал москвичам не держать эмоции в себе и в случае конфликтных ситуаций в паспортных столах жаловаться по «горячей линии» в ФМС. «Позвонив по телефону 624-54-28, любой гражданин может сообщить о проблемах в оформлении загранпаспорта, очередях в миграционных подразделениях и других трудностях», -- призывает Александр Леденев.
По его словам, звонков в последнее время и так поступает очень много. И, что интересно, жалоб на открытое вымогательство взяток за быстрое оформление загранпаспорта пока не было. Большинство звонков -- именно по поводу очередей. «В Москве выявлены факты, когда в миграционных подразделениях искусственно создаются очереди в отделы, занимающиеся оформлением загранпаспортов. Иногда предприимчивые граждане продают свои места в очередях. Такие факты жестко пресекаются», -- добавил чиновник.
Также звонят люди, которым приходится долго ждать уже получения самого документа. Как правило, это те, кто оформляет паспорт не по месту регистрации, а по месту фактического жительства. С учетом всевозможных проверок закон установил для них достаточно длительные сроки для оформления загранпаспорта -- до четырех месяцев. Фактически же, по словам Александра Леденева, обычно удается уложиться в 2--2,5 месяца, однако это все равно очень долго.
«Таким людям проще было бы поехать туда, где они зарегистрированы, и получить паспорт там, это было быстрее. Однако мы понимаем, что есть объективные случаи, когда человек зарегистрирован, допустим, на Камчатке, и съездить туда ради загранпаспорта просто не может», -- сказал он. Для всех остальных установленные законом сроки оформления -- один месяц, по данным ФМС, выдерживаются в 98% случаев. Тем не менее при наличии «уважительных причин», по словам заместителя начальника ФМС, в службе «идут навстречу» и оформляют документы в трехдневный срок. И это касается не только тех, кто едет к тяжело больному родственнику или на похороны, но и, к примеру, ветеранов, которые отправлялись навестить однополчан в праздничные дни. Или детей Чернобыля, которым надо было поехать на лечение. «Конечно, было бы замечательно, -- говорит чиновник, -- если бы загранпаспорт можно было бы оформить за один день. Мы к этому стремимся, но в ближайшие несколько лет вряд ли удастся».
Практику выдачи так называемых мидовских паспортов, которые оформляются через консульский отдел МИД при посредничестве турфирм, Александр Леденев назвал «не вполне законной». «Граждане России должны получать загранпаспорта только в территориальных подразделениях ФМС. Консульский отдел МИДа работает только с юридическими лицами, и когда турфирмы таким образом оформляют паспорта отдыхающим -- это не вполне законно», -- подчеркнул он. Что же касается введения официальной платы за «ускорение оформления загранпаспортов», то, по словам замглавы ФМС, существующее законодательство пока не позволяет службе использовать элементы коммерциализации. «Мы этот вопрос будем рассматривать, но только в рамках закона», -- сказал г-н Леденев.
Ирина БЕЛАШЕВА