|
|
N°85, 19 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«От решения косовской проблемы зависит судьба Балкан»
21 мая в Черногории состоится референдум по вопросу о независимости, на котором решится судьба гособразования Сербия и Черногория (СиЧ). Важен для СиЧ и нынешний процесс суверенизации края Косово, пока формально являющегося его составной частью. Не дестабилизируют ли эти события ситуацию на Балканах? Об этом спецкор «Времени новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ спросила курирующего европейское направление заместителя главы МИД России Владимира ТИТОВА.
-- Важно сделать все возможное, чтобы совпадение по времени этих событий не обернулось ни обострением проблем внутри СиЧ, ни негативными последствиями для региона в целом. Прогнозировать же исход референдума в Черногории -- дело неблагодарное. Четко выраженного перевеса в пользу сторонников независимости или приверженцев сохранения союза с Сербией в самой Черногории не просматривается. Согласно закону о референдуме, принятому 1 марта 2006 года черногорским парламентом с учетом рекомендаций ЕС, исход плебисцита в пользу независимости республики сочтут легитимным, если за такой выбор выскажутся 55% граждан Черногории, участвовавших в голосовании.
Беседуя с нашими сербскими и черногорскими друзьями, мы никогда не скрывали мнения, что логика добрососедства двух народов подталкивает к сохранению во взаимоприемлемой форме связей между дружественными Сербией и Черногорией. Безусловное же право выбора здесь -- за их народами. Главное -- через диалог Белграда и Подгорицы избежать возникновения каких-либо проблем.
-- Какое влияние оказывают на балканскую ситуацию переговоры о будущем статусе края Косово?
-- На Балканах набирают силу обнадеживающие тенденции: процесс стабилизации, укрепление доверия и регионального сотрудничества. Но сохраняется и конфликтный потенциал, в том числе на национально-этнической почве. Многие риски сконцентрированы в Косово, судьба Балкан зависит от решения косовской проблемы. Косовское урегулирование должно отвечать общепринятым международно-правовым нормам, стать итогом переговоров между Белградом и Приштиной. В этом залог стабильности на Балканах.
-- Совпадает ли это с позицией наших партнеров по Контактной группе (КГ)?
-- В принципе да, хотя некоторые наши партнеры испытывают искушение найти быстрое решение. Мы же не считаем оправданным навязывать урегулирование. Ведь международное сообщество впервые сталкивается с ситуацией, когда решается судьба не части бывшей федерации, а автономии в ее составе. Это отличает происходящее от «развода» республик Югославии, СССР, Чехословакии. И прецедент не может не сказаться на других аналогичных конфликтных ситуациях. Мы решительно против политики двойных стандартов в вопросах суверенитета и территориальной целостности, а поэтому настроены на поиск тщательно выверенного решения.
-- А диалог Белграда с Приштиной в Вене что-то не ладится.
-- Последние апрельская и майская встречи в отличие от предыдущих двух результатов не дали, но не стоит драматизировать. Это характерно для непростого переговорного процесса. Важно продолжить конструктивное обсуждение всех практических аспектов урегулирования. Обсуждение же собственно статуса сейчас было бы преждевременно и контрпродуктивно. Сначала в рамках венского процесса необходимо наработать потенциал доверия. Ключ к улучшению положения сербов в Косово -- децентрализация краевой власти.
-- И каковы перспективы децентрализации Косово?
-- Предпосылка для решения всех вопросов -- серьезное продвижение по стандартам для национальных меньшинств в Косово. Оно предполагает нормализацию в крае обстановки с точки зрения безопасности, обеспечение прав национальных меньшинств, свободы их передвижения, защиты религиозных и культурных памятников, стимулирование процесса возвращения беженцев. Пока положение с этим неудовлетворительное.
-- «Руководящие принципы» Контактной группы, принятые в ноябре 2005 года, и ее министерское заявление, сделанное минувшим январем в Лондоне, предопределили независимость Косово именно в 2006 году?
-- Нет. Во-первых, эти документы основываются на принципе многовариантности конечных решений. Во-вторых, в лондонском заявлении отмечена лишь желательность достижения переговорного решения в этом году. Эта достаточно гибкая формула нацелена на поощрение сторон к компромиссу, а не на то, чтобы стороны были поставлены в цейтнот в ущерб содержательной стороне дела. Некоторые наши партнеры предпочли бы завершить процесс в 2006 году, но все будет зависеть от хода переговоров.
-- В чем важность принципа «универсальности» в решении косовской проблемы?
-- Решение по Косово создаст международно-правовой прецедент, который будет проецироваться на ситуации в других замороженных конфликтах. Мы не согласны с тезисом об «уникальности» косовского случая, ибо такой подход, идя вразрез с международно-правовыми нормами, чреват произвольным применением различных правил в отношении каждого конкретного кризиса, что приведет к подрыву доверия к международному сообществу и создаст впечатление об его «избирательном» подходе к конфликтам в различных регионах мира. При всей специфике ситуаций подходы и правила урегулирования должны быть универсальны.
|