|
|
N°83, 17 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Последний сигнал из глубины
Радиомаяки самописцев погибшего лайнера могут скоро выйти из строя
Вчера из Сочинского порта к месту, где ночью 3 мая упал в Черное море и затонул самолет А320, выполнявший рейс по маршруту Ереван--Сочи, отправился морской буксир «Навигатор». На палубе буксира установлен комплекс аппаратуры, позволяющий управлять глубоководным роботом-манипулятором РТ-1000. Этот робот должен поднять на поверхность два бортовых самописца лайнера. Без расшифровки их записей невозможно узнать, что же именно привело к трагедии. Впрочем, главком Военно-воздушных сил России генерал армии Владимир Михайлов вчера уже заявил, что во всем произошедшем, по-видимому, «виновата погода». «Достанем мы эти самописцы, расшифруем, и это только подтвердится», -- заявил вчера главком ВВС. «То, что командир принял решение возвращаться, -- надо было возвращаться. Не надо никогда менять решение. Это приводит к таким тяжелым последствиям», -- считает Владимир Михайлов.
Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта российского Минтранса Александр Давыденко, возглавляющий штаб по техническому обеспечению работ по подъему со дна моря элементов конструкции разбившегося аэробуса А320 авиакомпании «Армянские авиалинии», вчера в отличие от г-на Михайлова никаких сенсационных заявлений не сделал, он только сообщил журналистам, что буксир «Навигатор» пришел на место катастрофы к семи часам утра, однако в 14 часов работу по подъему самописцев пришлось приостановить из-за поднявшегося ветра. Сейчас зона поиска на дне ограничена квадратом в 20 кв. м. Причем точно известно, что расстояние между «черными ящиками» всего пять метров.
Два бортовых самописца погибшего лайнера лежат на глубине 496 метров. Из-за полного отсутствия вертикального водообмена в Черном море с 200-метровой глубины начинается мертвая сероводородная зона. Агрессивная среда быстро разъедает даже металл, и, по мнению специалистов, радиомаякам «черных ящиков» осталось «жить» не более 16 дней. Когда они прекратят функционировать, обнаружить на дне самописцы будет практически невозможно. Срок в двое-трое суток, в который может уложиться операция, названный в понедельник главой российской правительственной комиссии, российским министром транспорта Игорем Левитиным, в Сочи считают слишком оптимистичным.
По данным армянских средств массовой информации, сотрудники Межгосударственного авиационного комитета (МАК), расследовавшие причины этой авиакатастрофы, уже сделали все, что могли сделать, не имея расшифровок записей «черных ящиков». В конце прошлой недели Главное управление гражданской авиации Армении получило официальное сообщение МАК в связи с гибелью А320 «Армавиа». В нем подробно изложены обстоятельства катастрофы.
В документе, в частности, говорится, что первая связь сочинского диспетчера с экипажем самолета состоялась в 1 час 10 мин. 20 сек. Затем между диспетчером и экипажем шел интенсивный диалог о погодных условиях в аэропорту Сочи, который привел к решению командира самолета Григория Григоряна возвращаться назад, в Ереван. Решение было принято в 1 час 26 мин. 37 сек. Но в 1 час 30 мин. 49 сек. экипаж получил новую, более оптимистичную сводку, и командир принял решение продолжать полет. Следующая связь с диспетчером состоялась в 2 часа 0 мин. 45 сек, когда самолет уже был в зоне действия локатора Сочинского аэропорта. Экипажу разрешили снижение с высоты 3600 до 600 м. В 2 часа 10 мин. 45 сек. экипаж доложил о выпуске шасси, и в этот же момент диспетчер посадки подтвердил, что погода позволяет самолету садиться. Однако спустя 30 секунд, когда самолет находился на высоте 300 метров, диспетчер распорядился прекратить снижение и уходить правым разворотом на второй круг. Аэробус начал набирать высоту, но на высоте 450 м его скорость упала, и он начал снижаться «до столкновения с водной поверхностью». Последний разговор экипажа с диспетчером состоялся в 2 часа 12 мин. 34 сек. А в 2 часа 13 мин. 02 сек. лайнера и 113 человек, находившихся на его борту, уже не стало.
Михаил Багдасаров, владелец армянской авиакомпании "Армавиа", которой принадлежал погибший самолет, вчера заявил в Ереване, что, по его мнению, А320 мог приземлиться в аэропорту Адлера при первом же заходе на посадку: "Погода была плохая, но не настолько, чтобы самолет не смог сесть ". При этом г-н Багдасаров призвал не поднимать ажиотаж вокруг этого вопроса и дождаться официальных результатов расследования.
Игорь ГЛАНИН, Сочи