|
|
N°84, 18 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Волга-Днепр» верит в здравый смысл политиков
Совместные авиастроительные проекты возможны не только с друзьями
В современном авиастроении, как правило, невозможно создать конкурентоспособную машину, не привлекая партнеров из разных стран. Это позволяет оптимизировать затраты, сократить сроки работ. Но одновременно это намного увеличивает риск того, что политические конфликты между странами, не имеющие ничего общего с авиацией, поставят совместный проект под угрозу. В России, как и везде в мире, практически любой перспективный авиастроительный проект -- международный. О том, насколько международная политика влияет на отечественный авиапром, обозревателю «Времени новостей» Михаилу КУКУШКИНУ рассказал президент группы компаний «Волга-Днепр» АЛЕКСЕЙ ИСАЙКИН.
-- Ваша группа компаний прорабатывает несколько совместных проектов с американской корпорацией Boeing. Отношения с Америкой у нас сейчас прохладные, некоторые даже называют это новой «холодной войной». Не опасаетесь ли вы, что в этой атмосфере у вас может и не сложиться сотрудничество с Америкой? Может быть, лучше было сразу ориентироваться на европейских партнеров, как это сделала, например, корпорация «Иркут»?
-- Такое опасение есть. Но есть и глубокая вера в здравый смысл современных лидеров России, а также в прагматизм, который был зафиксирован президентом нашей страны в качестве одного из принципов внешнеполитических отношений. Опираясь на это, я считаю, что не будет никаких крайностей, из-за которых могли бы быть закрыты или поставлены под вопрос успешные проекты.
Мне очень близка модель «шведского социализма». Между прочим, она демонстрирует, как должно вести себя государство, обеспечивая нормальные условия для бизнеса оборонных технологий. Шведское государство очень продуктивно работало, поставляя технику разным странам, часто конфликтующим между собой. При этом Швеция не осложняла свои политические взаимоотношения.
Я думаю, что вероятность использования технологического сотрудничества в качестве рычага внешнеполитической борьбы все же незначительна. Проекты, которые сохраняют возможность для нашей долговременной совместной работы, не подверженной конъюнктурным всплескам, вдвойне ценны для политиков. Я верю, что такие проекты будут сохраняться и поддерживаться. Можно повоевать за куриные ножки, за зерно. Но долгосрочные проекты в высоких технологиях -- это то, что будет сохраняться при любых обстоятельствах.
-- Но пока все ваши совместные работы с американцами находятся в самой начальной стадии?
-- Я бы с этим не согласился. Проекты имеют более чем десятилетнюю историю. Просто они имеют свои этапы. Особенно проекты, связанные с техникой двойного назначения, нарабатываются десятилетиями. Они высоко персонифицированы.
Мы приблизились к организации производства по переделке пассажирских самолетов Boeing-747 в грузовую версию на территории России.
Мы видим, что на рынке существует спрос на грузовые самолеты размерности Boeing-747. Мы также видим, что требуются более дешевые модификации конвертации (пассажирских самолетов в грузовые. -- Ред.), чем рынок сейчас может предложить. И видя эту рыночную востребованность, мы продолжаем все необходимые подготовительные мероприятия. У нас сейчас, как говорят геологи, «камерная» стадия работы. Мы готовим бизнес-план. Реально, с учетом всех предстоящих переговоров, он будет сформулирован, я думаю, к осени.
Кроме того, мы продолжаем переговоры с Boeing об использовании наших самолетов Ан-124 для перевозки технологических элементов нового самолета Boeing-787, производство которого начнется в следующем году.
-- По поводу самого Ан-124 у вас существует проект восстановления производства этого самолета, который невозможно реализовать без участия Украины. А отношения России с этой страной также оставляют желать лучшего. Из-за них уже закрылся (или по меньшей мере сильно затормозился) другой российско-украинский проект -- по организации сборки самолета Ан-148 на воронежском авиазаводе ВАСО. Сталкиваетесь ли вы в процессе работы по Ан-124 с политическими препятствиями?
-- Сталкиваемся. Но должен с гордостью сказать, пока мы их преодолеваем.
-- Как можно понять по некоторым заявлениям руководителей создаваемой сейчас Объединенной авиастроительной компании, они скептически смотрят на возможность возобновления производства Ан-124. Можно ли в таких условиях всерьез рассчитывать на успех этой идеи?
-- Проект по возобновлению производства Ан-124 начался в 1990 году, с создания «Волги-Днепра». То, что мы сейчас предложили конкретную форму продолжения этого проекта, связанную с использованием военно-транспортных самолетов, а затем с началом производства «с нуля», -- это все стадии проекта. Мы занимались этим до создания ОАК, будем заниматься и после. Мы предложили использовать для реализации этого проекта провозглашенный государством принцип государственно-частного партнерства. Но проект может быть осуществлен и на основе частных инвестиций.
|