|
|
N°83, 17 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Модернизация масс
Министры обсудили проблемы физвоспитания школьников
Глава «Росспорта» Вячеслав Фетисов и министр образования и науки Андрей Фурсенко впервые обсудили проблемы модернизации физического воспитания школьников. «Круглый стол» с участием двух министров, заместителя губернатора Московской области Сергея Кошмана, руководителей столичного и областного спорта, а также четырех десятков директоров школ, учителей физкультуры и методистов прошел вчера в Клишевской сельской средней школе №12 Раменского района Московской области.
Ни для кого не секрет, что массовый спорт в России, детский в особенности, переживает сейчас не лучшие времена. Всемирные международные юношеские игры, спартакиады школьников, Игры Азии и стран СНГ и Балтии -- свидетельство того, что в годы перестройки, когда денег не хватало даже на сборные страны, детский спорт каким-то невероятным образом ухитрился выжить. Хотя и превратился из массового в некотором роде в элитарный. Элитарный в том смысле, что во многих школах страны, расположенных в глубинке, нет самого элементарного -- спортивных залов, учителей физкультуры, не говоря уже о форме и об инвентаре. Но даже если где-то и уцелели спортивные секции, возникла другая проблема: расходы на занятия детей спортом главным образом легли на плечи родителей, для многих из которых, годами не получавших зарплаты, это стало непосильным бременем.
По мнению главы «Росспорта», решением этой проблемы станет качественное изменение всей инфраструктуры школьного спорта. Речь идет не только о новой модели уроков физкультуры, но и создания школьных клубных спортивных команд. Спортивный госчиновник ратует за то, чтобы превратить школы в центры семейного досуга, где бы ученики могли проводить не полдня, а целый день, занимаясь спортом в различных секциях, куда бы после работы приходили бы и родители. Такой подход, по мнению Фетисова, решит главную на сегодня задачу -- создаст одинаковые условия и даст равные возможности для всех без исключения детей, независимо от материального положения их семей. Та же форма и инвентарь станут собственностью школы, и все желающие смогут взять их напрокат.
Министр образования Андрей Фурсенко привел, с его точки зрения, ужасающие цифры: 20% школьников сегодня не хотят вообще заниматься спортом. Причина, по его мнению, в непривлекательности уроков физвоспитания для нынешнего поколения учащихся. Вопрос стоит о том, как видоизменить их. Фурсенко видит решение этой проблемы в оснащении спортзалов современным оборудованием и инвентарем. По словам министра образования, «кони» и «козлы» -- это, конечно, хорошо, но ребята с большим удовольствием посещают фитнес-залы, где весь антураж намного привлекательнее школьных спортзалов. Сами учителя физкультуры полагают, что проблема не только в этом. Современным школьникам нужно предлагать спортивный «шведский стол», то есть право выбора вида спорта -- баскетбол, футбол, гимнастика. Трех уроков физкультуры в неделю школьникам явно недостаточно. Для полноценного развития, как считают медики, необходимо довести эту цифру до 12 часов в неделю. В идеале каждый урок физкультуры должны вести два физрука, помимо этого в школе должны работать не менее десяти профессиональных тренеров.
Примечательно, что подобная схема существует не виртуально, а уже на практике работает в нескольких школах Московской области, полным ходом эксперимент идет в Челябинской области. Выстроив вертикаль школьного спорта и соединив ее с вузовским, можно решить не только проблему подпитки спорта высших достижений, но и оздоровления нации в целом. Реальные предпосылки для того, чтобы система заработала по всей России, созданы: в начале года правительством была принята целевая программа развития спорта в стране до 2015 года.
Ольга ЕРМОЛИНА