|
|
N°84, 18 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Airbus спроектировал не то, что нужно
Перспективный А350 отстал от жизни
Европейскому авиастроительному концерну Airbus, возможно, придется заново начать проектирование своего дальнемагистрального самолета средней размерности А350. Об этом заявил на проходящем сейчас в Берлине международном авиасалоне ILA-2006 Ноэль Форжар -- глава компании EADS, которой принадлежит 80% акций Airbus. Согласно ранее утвержденному графику работ по А350 коммерческие поставки этого самолета должны были начаться в 2010 году. Одним из покупателей этого лайнера может стать «Аэрофлот». В рамках программы обновления своего дальнемагистрального флота российская авиакомпания проводит сейчас тендер, в котором А350 конкурирует с перспективной американской машиной Boeing-787.
По словам г-на Форжара, к середине июля, когда в британском Фарнборо откроется самый престижный в мировой авиаиндустрии салон, Airbus примет решение, продолжать ли проектирование А350 прежним курсом или серьезно изменить исходные параметры будущего лайнера. Авиационные эксперты уже предрекают, что изменения могут обойтись европейскому концерну в 8 млрд евро и затормозить проект на два года.
По неофициальным сведениям, пересмотреть проект потребовали авиакомпании -- заказчики лайнера, недовольные тем, что его топливная эффективность ниже, чем у конкурирующего Boeing-787. На сегодняшний день 14 авиакомпаний заказали концерну Airbus в общей сложности сто А350 и разместили опционы еще на 82 таких машины.
Исполнительный директор Airbus Густав Хумберт вчера подтвердил, что концерн ведет активные консультации с заказчиками, однако отказался рассказать, какие именно «поправки» к проекту обсуждаются. Он также не захотел говорить, насколько может быть изменен график проекта. Накануне авторитетный профессиональный журнал Flight International оценил возможную задержку в два года. Г-н Хумберт в принципе не исключил, что срок выхода А350 может быть перенесен, однако постарался найти в этом приятную сторону. «Это даст нам шанс внедрить более совершенные технологии. Возможно, мы придем позже, но с более совершенным изделием», -- сказал он вчера.
Г-н Форжар накануне довольно критично оценил общее положение в концерне, заявив, что Airbus нуждается в глубоких изменениях, если хочет остаться конкурентоспособным. Г-н Хумберт вчера сказал, что полностью разделяет точку зрения шефа, и пообещал большие перемены в процессах проектирования, подходах к технологиям и политике сокращения затрат. Глава Airbus признал, что его фирма недооценила конкурента в лице Boeing-787, но выразил глубокую уверенность, что битва за рынок дальнемагистральных самолетов XXI века еще только начинается.
Один из главных вопросов по А350, на которые у Airbus пока нет ответа: что делать с уже собранными заказами на самолет и с ранее согласованным графиком поставок. Г-н Хумберт пообещал ответить на него после того, как будет определен масштаб изменений, вносимых в проект.
В России перипетии вокруг А350 непосредственно затрагивают интересы только одной авиакомпании -- «Аэрофлота». Пресс-служба «Аэрофлота» вчера сообщила корреспонденту «Времени новостей», что у нее нет комментариев по этому поводу.
Бизнес-ниша дальнемагистральных самолетов средней размерности -- это одно из трех полей, на которых Airbus ведет свою глобальную конкурентную битву с Boeing. Два других поля -- это сектора дальних лайнеров большой вместимости и среднемагистральных самолетов.
В этих секторах, по утверждению руководства Airbus, у европейцев дела идут очень хорошо. Коммерческие поставки самого большого из созданных до сих пор самолетов А380 должны начаться до конца этого года. Началась сборка первого серийного самолета этой модели. Всего, как сообщил вчера другой исполнительный директор Airbus Шарль Шампьон (у концерна два главы, представляющие соответственно Германию и Францию), уже собрано 12 А380. Четыре из них поднимаются в воздух, остальные используются для наземных сертификационных испытаний. Эти самолеты уже облетели 22 ведущих аэропорта мира, чтобы убедиться, что они готовы к приему гигантских воздушных судов. Сегодня такой инспекции впервые подвергнется лондонский аэропорт Хитроу -- А380 отправится туда прямо с берлинского авиасалона.
В секторе среднемагистральных самолетов Airbus представлен коммерчески очень успешным семейством самолетов А320. Однако руководство концерна не удовлетворено завоеванными позициями. Густав Хумберт вчера заявил, что Airbus намерен добиться победы на всех трех полях. Победой европейские авиастроители считают как минимум 50-процентную долю мирового рынка в каждой категории воздушных судов.
Михаил КУКУШКИН, Берлин