Время новостей
     N°83, 17 мая 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.05.2006
Всем изгоям пример
Америка наградила Ливию за «превосходное сотрудничество»
Вашингтон восстановил в полном объеме дипотношения с Триполи, разорванные в 1980 году. США также исключают Ливию из списка поддерживающих терроризм государств, в который эта североафриканская страна была занесена в 1979 году. Госсекретарь Кондолиза Райс заявила, что эти шаги предприняты «в знак признания превосходного сотрудничества Ливии с США и другими членами международного сообщества в борьбе с общими глобальными угрозами, с которыми цивилизованный мир столкнулся 11 сентября 2001 года».

Пока ливийские дипломаты в США публично радовались «великому дню в ливийско-американских отношениях», лидер страны Муамар Каддафи (на снимке) скромно отмалчивался. Однако г-жа Райс справедливо напомнила, что путь к восстановлению отношений начался в 2003 году с его «исторического решения отказаться от терроризма и оружия массового уничтожения (ОМУ)».

Белый Дом мечтает, чтобы этому примеру добровольной капитуляции последовали и другие лидеры, доставляющие хлопоты его внешней политике. Американские СМИ настойчиво противопоставляют «конструктивную политику» полковника Каддафи неуступчивости иранского и северокорейского руководства, лелеющих ядерные амбиции, а также левого президента Венесуэлы полковника Уго Чавеса. Опыт перевоплощения Муамара Каддафи из «покровителя терроризма» в партнера США обошелся без применения оружия и сопутствующей силовой смены режима. Предполагается, что это должно вдохновить на перемены Махмуда Ахмадинежада, Ким Чен Ира и прочих «плохих парней», опасающихся вооруженного вмешательства со стороны США.

Директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев заметил «Времени новостей», что между США и Ливией состоялся прагматический размен. В итоге «гарантии безопасности получил не только режим бывшей страны-изгоя, но и, по всей вероятности, отдельные члены его руководства». На это же, по словам нашего собеседника, «буквально напрашиваются и другие страны с тоталитарными режимами, например Северная Корея». «Рано или поздно КНДР, как и Ливия, вернется в семью добропорядочных государств», -- полагает Сергей Ознобищев.

Американские комментаторы отмечают, что решение администрации Буша об окончательном примирении с Каддафи открывает более широкие возможности для экономического сотрудничества с «нефтедобывающей Ливией». Это весьма актуально для рядовых американцев, когда «цены на бензин в США бьют все мыслимые рекорды». Однако помощник госсекретаря Дэвид Уэлч напомнил, что компаниям США, в том числе нефтяным и инвестиционным, разрешили работать с Ливией в 2004 году -- после снятия с нее санкций ООН. «Решения приняты не потому, что у Ливии есть нефть, -- подчеркнул Уэлч. -- А потому, что они отвечают интересам национальной безопасности США».

Американо-ливийский разрыв произошел после того, как из солидарности с иранцами, захватившими в 1979 году посольство США в Тегеране, ливийцы разгромили посольство США в Триполи. В 1986-м ВВС США нанесли ракетно-бомбовые удары по Триполи и Бенгази, мстя за теракт в дискотеке Западного Берлина, погубивший двух американских военнослужащих. При налете погибли 37 ливийцев, включая приемную дочь лидера Джамахирии (месяц назад Каддафи помянул 20-летие этого события музыкальным концертом). Пик противостояния пришелся на 1988 год, когда ливийцы взорвали в небе над шотландской деревушкой Локерби лайнер «Боинг-747» компании «ПанАм». Тогда погибли 270 человек, большинство из них -- американцы.

В 2002 году британский премьер Тони Блэр уговорил ливийского лидера признать «уголовную ответственность Триполи» за теракт 1988 года. Через год Ливия выплатила жертвам Локерби 2,7 млрд долл. -- по 10 млн за каждого погибшего. Тогда же Каддафи изрек двусмысленную фразу: «Аллах не любит деньги, но, имея их, мы поставим Ливию на ноги». Вскоре он добровольно пустил на свои секретные объекты военных инспекторов США, которые вывезли в исследовательский центр в штате Теннеси все оборудование и документацию, относившиеся к ядерной программе Триполи.

Александр САМОХОТКИН