|
|
N°83, 17 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Китайская сторона сделала выводы после загрязнения Амура
В ближайшее время Россия и Китай начнут работы по обозначению на местности границы в районах острова Большой в верховьях Аргуни в Читинской области и островов Тарабаров и Большой Уссурийский при слиянии Амура и Уссури близ Хабаровска. После 40 лет переговоров проблема была решена в октябре 2004 года, когда Владимир Путин и китайский лидер Ху Цзиньтао подписали Дополнительное соглашение о российско-китайской государственной границе на ее восточной части. На основе компромисса около 350 кв. км территории Москва и Пекин поделили примерно пополам. О том, как продвигается работа на этих участках границы, «Времени новостей» рассказал посол по особым поручениям МИД России Виталий ВОРОБЬЕВ.
-- По Дополнительному соглашению от 14 октября 2004 года граница была согласована и проведена на картах, теперь же двум странам надо провести демаркацию, то есть обозначить эту линию на местности. У нас с Китаем богатый опыт подобной работы -- в 1992--1997 годах границу демаркировали более чем на трех тысячах километров. Теперь речь идет о гораздо меньших расстояниях. Разработка необходимой документации, совместных правил и процедур для демаркации идут полным ходом. Уже подготовлена совместная топографическая карта на оба участка. Единая топографическая база даст возможность одинаково понимать местность, более четко планировать и выполнять необходимые действия -- в частности, ставить пограничные знаки.
-- О каких правилах и процедурах идет речь?
-- Надо предусмотреть, где будут находиться пограничные столбы, их примерное количество, какими они должны быть по размерам, как и когда их ставить, какими силами. На речных участках нужно промерять глубины. Объем этой документации большой. Конечно, нам помогает имеющийся опыт 1990-х годов. Ведем дело к тому, чтобы начать демаркацию этим летом.
-- Никаких вопросов на этих двух участках границы больше не осталось?
-- По соглашению 2004 года храм-часовня на острове Большой Уссурийский остался по российскую сторону границы, но получилось так, что рубеж мог бы пройти слишком близко. Это причиняло бы неудобства и посетителям храма, и пограничникам. Стороны договорились, что линия границы пройдет на достаточном расстоянии от храма, будут созданы нормальные условия для доступа к сооружению по суше и по воде из протоки Казакевичева. Такая корректировка допускается при демаркации. Было сочтено полезным решить этот вопрос заранее, чтобы не затягивать работы на местности.
Также предусматривается, что китайские суда смогут переходить из протоки Казакевичева в реку Уссури без каких-либо сложностей. Это важно и потому, что после завершения демаркации будет установлен новый режим плавания судов в акватории островов. Данный вопрос станет темой особых переговоров.
-- После произошедшего в ноябре прошлого года массового выброса химических веществ в китайскую реку Сунгари обитатели российского берега Амура озабочены экологической проблемой не меньше, чем пограничной...
-- Это естественно, ведь авария сказалась на реке Амур на значительном протяжении. Хотел бы подчеркнуть, что у Амура два берега -- российский и китайский, причем на китайском живет заметно больше людей и общей рекой они пользуются активнее. По инициативе хабаровских властей в протоке Казакевичева до подхода пятна была построена перемычка. Ставилась задача дополнительно гарантировать, что загрязненный поток не попадет на водозаборные сооружения большого города. Перемычку почти полностью возвела за свой счет китайская сторона. Это было своего рода формой компенсации и в то же время жестом сотрудничества. Китайская сторона также передала значительное количество активированного угля и измерительные приборы.
-- Но тут опять возникает пограничная тема: китайцы ставили защитную экологическую дамбу уже на «своей» протоке Казакевичева, которая после демаркации окажется по их сторону границы, или еще на российской?
-- Во-первых, протока Казакевичева была и остается пограничной. Во-вторых, сразу же была четкая договоренность, что в подходящее время перемычка будет ликвидирована. Сейчас уже почти завершен ее демонтаж, опять-таки в основном силами китайской стороны. Оправдались прогнозы соответствующих российских федеральных служб, что загрязнение у Хабаровска в прошлом году не создало большой угрозы. Однако остается открытым вопрос, как оно проявит себя в будущем.
Сейчас хабаровские власти ищут дополнительные гарантии безопасности. Видимо, поэтому они хотят демонтировать дамбу в протоке Прямой, расположенной между островами Большой Уссурийский и Тарабаров. Эту дамбу они поставили несколько лет назад по собственному усмотрению. Тут важно правильно рассчитать, насколько эти строительные манипуляции будут в долговременной перспективе полезны для снабжения города чистой водой. Возможно, здесь требуются какие-то иные действия.
-- Как повлиял экологический кризис на Сунгари на сотрудничество России и Китая?
-- Эти события вызвали много шума. В российских СМИ появились удивительные домыслы -- утверждалось, что китайцы собираются то ли выпить, то ли забрать себе всю амурскую воду. В реальности совместные заботы и проблемы помогли России и Китаю продвинуться вперед в решении назревших вопросов о налаживании более тесного постоянного сотрудничества, в том числе совместного экологического мониторинга на пограничных реках. Сейчас по этим вопросам готовятся практические шаги с выходом на длительную перспективу. Напомню, что на Амуре загрязнению подверглись оба берега. Китайская сторона сделала выводы, сурово наказала виновных и отпустила свыше трех миллиардов долларов на решение экологических проблем Сунгари. Это вклад и в нашу экологическую безопасность, и в наше добрососедство.
Беседовал Александр ЛОМАНОВ