|
|
N°186, 10 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Госсовет в полях
Президент назвал шесть задач восстановления АПК
Первое выездное заседание президиума Госсовета Владимиру Путину, по его собственным словам, «хотелось начать с хорошего». Поэтому по приезде в Оренбург он сразу же отправился на поля. Поля принадлежали Оренбургскому аграрному университету, и на этих полях г-ну Путину были представлены хряк по имени Буян, свиноматка Волшебница, бык Нил и многочисленные безымянные козлы и бараны. Свиноматка, по заверениям очевидцев, была весьма симпатичная, бык весил 1120 кг, ну а хряк -- он и есть хряк...
В общем, на совещание с руководителями сельхозпредприятий президент прибыл в хорошем расположении духа. Главные проблемы, о которых шла речь на совещании, Владимир Путин чуть позже сформулировал в своем вступительном слове на заседании президиума Госсовета. Он назвал шесть основных проблем, мешающих восстановлению агропромышленного комплекса. Первая -- отсутствие действенного механизма финансового оздоровления АПК. На сегодняшний день общая задолженность АПК в 15 раз больше его годовой прибыли. Принятая правительством программа реструктуризации старых долгов предусматривает для тех хозяйств, которые вносят текущие платежи, списание 50% задолженности в течение первых двух лет регулярных выплат и еще через четыре года -- остального долга, включая пени и штрафы. По мнению президента, программа эта хороша уже тем, что заставляет сельхозпроизводителей вносить текущие платежи и дает им возможность списывать те долги, которые хозяйства вернуть не могут по определению. Однако, как заметил один из руководителей хозяйств, «это хорошо до первой засухи». Один сбой в платежах -- и все насмарку.
Отсюда, по мнению президента, вытекает другая проблема -- отсутствие рынка страхования аграрных рисков. По мнению Владимира Путина, наш страховой рынок вообще крайне неразвит, а страхование в селе -- одна из самых больных проблем АПК.
Третья проблема, без решения которой возрождение аграрного сектора невозможно, -- это отсутствие в стране нормального рынка зерна. Колебания цен крайне велики. Например, по словам председателя колхоза имени Пугачева Николая Дорожкина, сейчас его хозяйство вынуждено продавать зерно в два раза дешевле, чем делало это весной. Как сказал президент, цены эти не зависят от состояния экономики. Государство в этом году впервые выделило средства на интервенции в зерновой рынок, что несколько поддержало цены. Однако в урожайные годы следует выделять больше средств. Тем более что это решает и другую стратегическую задачу -- восполнение государственного резерва. Владимир Путин сообщил, что объем финансирования зерновых интервенций будет увеличен.
Четвертая проблема -- развитие сельскохозяйственной инфраструктуры. В этом плане крайне интересен опыт Оренбурга, где создаются вертикально интегрированные комплексы. К примеру, местный молкомбинат сам разводит коров, получает молоко, делает из него йогурты, кефиры и т.д. и реализует продукцию через собственную торговую сеть. Только благодаря этому рентабельность производства выросла с 3 до 17%.
Однако и здесь не без проблем. По словам директора молкомбината Бориса Речевского, сливочное масло они вынуждены продавать по ценам почти в два раза ниже себестоимости. Отечественный производитель не выдерживает ценовой конкуренции с зарубежным, и его защита и есть та задача, которую также крайне необходимо решать. Но защищать производителя, по мнению г-на Путина, надо крайне аккуратно -- чтобы не пострадал потребитель.
И последняя проблема -- это техническое перевооружение села. Без создания серьезных лизинговых схем решить эту проблему невозможно, считает президент. Но пока денег на это у государства не хватает.
Еще в ходе совещания, до заседания Госсовета, мнения слушателей о президентской программе явно разделились. Одни (в большинстве своем это были руководители еще сохранившихся с советских времен колхозов) сводили к тому, что, мол, советы -- дело хорошее, но лучше помогите материально; куда потратить бюджетные деньги, мы найдем сами. Другие больше напирали на то, что государство должно установить нормальные правила игры и отказаться от их изменения на достаточно длительный срок. Не обошлось и без разговоров о купле-продаже сельхозугодий. Председатели колхозов единым фронтом выступили против торговли «землей-матушкой», зато частники были не столь категоричны.
По словам директора ОАО «Гайский ГОК» Юрия Старостина, владеющего 52 тысячами гектаров земельных угодий, ему нет резона вкладывать деньги в рекультивацию земель, поскольку она ему не принадлежит и отнять ее могут в любой момент. Правда, при этом он посмотрел на оренбургского губернатора-коммуниста Анатолия Чернышева и добавил, что он лично против продажи земли, но хорошо бы прописать такой закон, который бы объяснял все права и обязанности землепользователя примерно так, как это прописано в законе о недрах. В тон директору и латифундисту выступил и местный фермер, владелец 450 и арендатор еще 4,5 тысяч гектаров Анатолий Мерзляков. Он также хотел бы владеть арендуемой землей. Однако, по его словам, в этом ему должен помочь либо банк, либо какая-то государственная структура, потому что свободных оборотных средств в таких объемах у него нет.
В общем, как заключил президент, земля должна быть включена в свободный оборот, но делать это нужно аккуратно и постепенно, учитывая возможные социальные и экономические последствия.
Владимир ШПАК, Оренбург