|
|
N°87, 23 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На локомотивной тяге -- на внешний рынок
General Electric столкнулась с серьезной конкуренцией российских машиностроителей в Казахстане
Американская компания General Electric (GE) планирует построить в Казахстане завод по производству тепловозов. В состоявшейся на прошлой неделе церемонии закладки первого камня приняли участие председатель казахского правительства Даниал Ахметов и посол США в Казахстане Джон Ордуэй. На мероприятии было зачитано и специальное послание министра торговли США Карлоса Гутьерреса, который отметил «динамичный характер торгово-экономических отношений между двумя странами».
Предполагается, что GE и Казахские железные дороги (Казахстан темир жолы, КТЖ) создадут совместное предприятие, в котором 40% будет принадлежать Казахстану. При успешной реализации проекта завод будет выпускать 100--150 локомотивов ежегодно. Первая продукция ожидается в 2008 году.
По мнению экспертов, американская компания столкнется в Казахстане с серьезной конкуренцией со стороны «Трансмашхолдинга» (ТМХ), лидера российского железнодорожного машиностроения. В феврале этого года ТМХ также объявил о планах по созданию в Казахстане совместного предприятия. Российско-казахстанское СП будет выпускать продукцию не только для Казахстана, но и для Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Ирана.
Премьер–министр Казахстана Д.Ахметов поддержал идею создания СП, отметив, что «Правительство Казахстана заинтересовано в модернизации и обновлении подвижного состава».
Совместное предприятие ТМХ и КТЖ, производственные мощности которого разместятся в Павлодаре, будет производить электровозы, тепловозы, а также пассажирские вагоны. Эта продукция будет востребована -- на сегодняшний день износ локомотивного парка на железных дорогах Казахстана превышает 65%, а по отдельным видам этот показатель приближается к 80--90%. Как отметили в ТМХ, в настоящее время заканчивается разработка проектно-сметной документации. А первые локомотивы СП выпустит в конце 2006 года.
СП в Казахстане рассматривается как составная часть комплексной программы ОАО "РЖД" и ЗАО "Трансмашхолдинг" по продвижению российских технологий в области транспорта. В этом плане южный сосед по СНГ выбран в качестве партнера не случайно -- идентичны парки подвижного состава, инфраструктура, нормативная база, климатические условия и многое другое. Это означает в том числе, что сервисные и ремонтные возможности КТЖ более приспособлены к обслуживанию тепловозов, электровозов и вагонов, изготовленных российско-казахстанским СП. Сделав выбор в пользу продукции которого, КТЖ автоматически сэкономят значительные средства на строительстве новых сервисных центров и ремонтных заводов, которые потребуются для обслуживания американских локомотивов.
Оценивая перспективы GE, эксперты обращают внимание на тот факт, что американцы уже имели опыт использования своих дизелей в Казахстане. Проект предполагал модернизацию казахских тепловозов, эксплуатировавшихся с серийными дизелями. Однако расчеты на обещанное снижение расхода топлива не оправдались. Более того, за два-три года эксплуатации неоднократно случались выходы из строя узлов двигателя, а также другие серьезные поломки. В итоге от модернизации по проекту GE пришлось отказаться.
Есть и другие причины, которые могут осложнить взаимовыгодное сотрудничество GE и КТЖ. Американцы предлагают Казахстану локомотив серии Evolution, который до сегодняшнего дня не проходил испытаний в Казахстане. Кроме того, он до сих пор не адаптирован к инфраструктуре казахских железных дорог. Некоторые эксперты полагают, что локомотив этой серии слишком тяжел для них.
Возможно, невысокая степень готовности GE к освоению казахстанского железнодорожного рынка объясняется тем, что дизелестроение -- не основной вид деятельности этой многопрофильной корпорации. Решение продвигать свой продукт на рынках Азии и Европы руководство компании приняло после того, как спрос на дизели GE в США снизился вследствие введения новых, ужесточенных экологических норм. Интересно, что американская компания неоднократно предлагала свои дизели и тепловозы российскому рынку. Однако, испытания, проведенные ВНИИКТИ, показали, что российские двигатели превосходят американские аналоги по основным тяговым характеристикам и экономичности.
У экспертов однозначной позиции в отношении выбора КТЖ на сегодняшний день нет. Тем не менее двухгодичная разница в заявленных сроках выпуска первой продукции свидетельствует о преимуществе российско-казахстанского проекта.
Размещено в газете под рубрикой "Новости компаний"
Николай ПЕТРОВ