|
|
N°83, 17 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
От правозащиты к геополитическому сдерживанию
Смена вех по-американски
Визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в США в конце апреля, а также вице-президента США Ричарда Чейни в Казахстан, состоявшийся в начале мая, знаменуют качественно новый этап в отношениях Вашингтона с некоторыми постсоветскими государствами. Прежняя риторика, определявшаяся необходимостью поддержки демократии в странах СНГ, явно становится неактуальной -- во всяком случае по отношению к Баку и Астане. О причине этой смены вех американская «Уолл-стрит джорнал» вчера писала так: «Поднимающийся в мировом масштабе Китай и опьяненная нефтью Россия теперь столкнулись лбами с США в борьбе за ресурсы и влияние в Центральной Азии» и «контакты Белого Дома с Назарбаевым и Алиевым также знаменуют возвращение (США. -- Ред.) от демократической миссионерской деятельности в регионе в сферу реальной политики. Ставки сегодня слишком высоки, чтобы держаться за принципы».
Свидетельством этого отказа от принципов стало внесение в сенат США законопроекта «О поддержке государств Южного Кавказа и Центральной Азии». Характерно отсутствие привычного упоминания следом за «поддержкой» слова «демократия». А ведь автор законопроекта, сенатор-республиканец Сэм Браунбек до недавнего времени был сопредседателем Хельсинкской комиссии конгресса США, активно продвигавшей демократические процессы, в первую очередь, в бывших республиках СССР.
Но как утверждают осведомленные источники «Времени новостей» в Вашингтоне, теперь эта тема вышла из моды. Чтобы переизбраться в сенат на очередной срок, а именно эта задача стоит перед бывшим правозащитником Браунбеком в ноябре нынешнего года, необходимо учитывать новую повестку дня. Сенатор изложил ее предельно четко, представляя свой законопроект. «Через эти страны (Южного Кавказа и Центральной Азии. -- Ред.) проходят критически важные трубопроводы для транзита нефти и газа, США также должны сдерживать Иран, обеспечить создание и поддержку американских военных баз, доступ к резервам нефти и газа, поддерживать хорошие взаимоотношения с Казахстаном, способствовать продвижению мирного решения конфликтов и сдерживанию геополитических амбиций России».
Более конкретно задачи американской администрации изложила в конце прошлой недели на слушаниях в конгрессе Энн Дерс, которую президент Буш выдвинул на должность нового посла США в Баку. По ее словам, Вашингтон «изучает возможность финансирования работ по составлению ТЭО сооружения транскаспийского газопровода и намерен способствовать заключению соглашения между Казахстаном и Азербайджаном о транспортировке казахстанской нефти по азербайджанской территории (нефтепровод Баку--Тбилиси--Джейхан, БТД. -- Ред.)».
Именно эти энергетические проекты были в центре внимания переговоров Ильхама Алиева в Вашингтоне и Дика Чейни в Астане. Весной этого года, накануне визита президента Назарбаева в Москву, министр энергетики Казахстана Бактыкожа Измухамбетов заявил о «заинтересованности» своей страны в строительстве транскаспийской трубы. Однако сведений о том, обсуждалась ли эта проблема в переговорах с Владимиром Путиным, нет. До сих пор Москва категорически выступала против прокладывания газопровода по дну Каспия, ссылаясь, во-первых, на экологические и сейсмические угрозы, а во-вторых, на неурегулированность правового статуса Каспия. В минувший понедельник премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов заявил, что соглашение о присоединении Казахстана к БТД будет подписано в июне в Астане во время саммита Совещания по взаимным мерам доверия в Азии.
Вашингтон не скрывает, что лоббирует оба вышеуказанных проекта, поскольку они позволяют транспортировать энергоресурсы из региона в обход российской территории. США рассчитывают на успех в этом, полагаясь, как пишет «Уолл-стрит джорнал», на имеющееся у них «оружие -- непрекращающуюся жажду этих стран иметь более тесные отношения с Западом, доступ к европейским и американским рынкам, их технологиям и финансам».
Разумеется, это относится и к Казахстану, Нурсултан Назарбаев уже с начала этого века ждет официального приглашения в Вашингтон. По сведениям «ВН», в последний раз это было обещано ему в феврале этого года в случае признания Западом демократическими президентских выборов в декабре прошлого года. Но этого не случилось. И в Астане, особенно после визита Чейни, рассчитывают, что г-на Назарбаева примут в Белом Доме в сентябре.
Однако пока сигналы из Вашингтона дают основание рассчитывать, что встреча Назарбаева и Буша может состояться лишь на Генассамблее ООН. Проблемы же энергодиалога с Москвой президент Казахстана приедет обсуждать 20 мая в Сочи, где состоится уже четвертая в этом году его встреча с Владимиром Путиным.
Аркадий ДУБНОВ