|
|
N°83, 17 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Авиация и конвертация
На берлинском авиасалоне россияне заключили первые соглашения
Традиционная Международная аэрокосмическая выставка и конференция ILA-2006 началась вчера в Берлине нетрадиционно -- впервые на открытие авиашоу не приехал канцлер, точнее, не приехала. Присутствие вместо Ангелы Меркель министра экономики Михаэля Глосса поубавило торжественности, но никак не повлияло на деловой настрой авиапромышленников. Сразу после открытия выставки первый совместный документ подписали с одной стороны европейские гиганты -- концерн Airbus, Еlbe Flugzeugwerke GmbH (EFW) из Дрездена, являющаяся инженерно-производственным центром концерна EADS по переоборудованию пассажирских самолетов в грузовые, и с другой -- российские компании «МиГ» и «Иркут». Кроме того, в день открытия салона российский авиапром впервые продемонстрировал за рубежом две новые модели самолетов: истребитель МиГ-29ОВТ и «грузовик» Ил-76ТД-90ВД.
Общий «объем» нашего присутствия на берлинской выставке по сравнению с другими международными авиасалонами последних лет очень велик. Россия получила на ILA-2006 специальный статус «страны-партнера» и отдельный национальный павильон (общей площадью 3 тыс. кв. м -- самый большой на выставке).
Помимо двух самолетов-«новичков» наша страна представила здесь машины, которые раньше уже были показаны за рубежом: пассажирский самолет Ту-204-300, спасательную амфибию Бе-200ЧС и предыдущую версию крылатого «грузовика» Ил-76ТД. Столь большое число натурных экспонатов, кстати, тоже идет вразрез с практикой последних лет, когда из экономии российские экспоненты все больше заменяли настоящие машины рисунками и электронными презентациями.
Немцы очень рассчитывали на то, что открытие авиасалона посетит Владимир Путин, но их надежды не оправдались. В отсутствие российского президента главным русским на выставке стал глава «Роспрома» Борис Алешин. Вчера на пресс-конференции он с удовлетворением отозвался о масштабах российского участия в международном смотре отраслевых достижений. Однако, говоря о проблемах, непосредственно волнующих работников отрасли в России, он был более осторожен. В ответ на предложение рассказать, как государство будет поддерживать ремоторизированный вариант Ил-76, г-н Алешин отметил: «Разумеется, господдержка должна быть, но мы все же хотели бы, чтобы он (проект. -- Ред.) носил коммерческий характер, и ждем предложений от альянса (разработчиков. -- Ред.)». Ил-76ТД-90ВД, изготовленный на Ташкентском авиазаводе, отличается от своего предшественника Ил-76ТД (также представленного на ILA-2006) новыми двигателями и авионикой. Благодаря этому самолет соответствует современным нормам шума и выбросов, принятым в развитых странах (предыдущие модификации Ил-76 туда уже не допускаются именно по этой причине). Генеральный директор АК «Ильюшин» Виктор Ливанов заявил также, что по топливной эффективности новая машина на 15--25% лучше предшественницы.
Новый МиГ-29ОВТ также отличается от базового МиГ-29 двигателем и системами управления. На самолете установлен мотор с отклоняемым вектором тяги (которые раньше были исключительной особенностью самолетов марки «Сухой»). Как и Ил-76ТД-90ВД, он был впервые показан публике на московском авиасалоне МАКС в прошлом году, но за границей до сих пор не появлялся.
Соглашение, подписанное Airbus, EFW, «МиГом» и «Иркутом», предусматривает переоборудование («конвертацию») пассажирских самолетов Airbus в грузовые. Документ подписали генеральный директор -- генеральный конструктор корпорации «МиГ» Алексей Федоров, президент корпорации «Иркут» Олег Демченко, президент Airbus Густав Хумберт и глава фирмы EFW Хорст Эмкер. Переоборудование предполагает конструкторские работы по изъятию пассажирской начинки лайнеров и замене на грузовую, изготовление комплектов узлов и деталей, доработку планера самолета и его бортовых систем, обеспечение технического обслуживания. Начнутся работы с узкофюзеляжных А320 и А321. Вчерашний документ, по сути, стал продолжением и развитием соглашения о партнерстве, подписанного EADS и Российским авиационно-космическим агентством в июле 2001 года. Тогда Airbus как составляющая EADS планировал представить российским компаниям контракты общей стоимостью 800 млн долл. на десять лет. Вчера было заявлено, что эта сумма превысит 900 млн долл. -- программой Airbus охвачены многочисленные исследовательские проекты, значительно расширен фронт конструкторских работ, предусмотрены закупка различных материалов, поставка изготовленных компонентов самолетов и широкая кооперация в области сертификации.
Самое главное в подписанном вчера соглашении заключается, пожалуй, в том, что переоборудование самолетов будет идти в России. А именно на базе РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах, где будет образовано совместное предприятие с 50% акций в руках россиян. Соглашение планировалось подписать с формирующейся сегодня у нас в стране объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), которая окончательно будет создана лишь осенью этого года. Однако, как пояснил «Времени новостей» глава EADS в России Вадим Власов, поскольку ОАК -- некоммерческое партнерство и не является подходящим юридическим лицом, формулировка документа такова: «МиГ» и «Иркут» подписали соглашение в интересах ОАК. «Письмо о намерениях позволит нашим юристам готовить документы о создании совместного предприятия и уже проводить маркетинговые акции для запуска программы, -- сказал г-н Власов. -- Предполагаем запустить ее в октябре этого года в Дрездене, где пройдет следующая сессия Санкт-Петербургского экономического форума». Промежуточные итоги будут подведены на авиасалоне в Фарнборо (Лондон).
И хотя непосредственные работы запланированы только в 2011 году, европейские профсоюзы уже выразили обеспокоенность тем, что рабочие места уходят в Россию (правда, поднявшаяся было волна недовольства тут же была смикширована). Дело в том, что в России образуется новое производство по конвертации именно узкофюзеляжных Airbus (порядка 400 машин), широкофюзеляжные же А300 и А310 по-прежнему будут конвертироваться в Дрездене.
Вчерашний день на ILA-2006 был также отмечен презентацией российско-германской авиагруппы для борьбы с катастрофами в Европе. На церемонию приехал глава российского МЧС Сергей Шойгу. В состав интернациональной авиагруппы вошли транспортный Ил-76ТД с легким аварийно-спасательным вертолетом Бо-105 фирмы «Еврокоптер», многоцелевой самолет-амфибия Бе-200ЧС и госпитальный самолет бундесвера на основе А310.
Российско-германская инициатива названа «Глобалавиаспас» (ГАС). Реализована она в формате Совета Россия--НАТО и в программах Евросоюза по гражданской защите в целях ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций. Практически ГАС будет апробирован в конце октября в Италии на учении «Лацио-2006» опять же в формате Совета Россия--НАТО.
Михаил КУКУШКИН, Николай ПОРОСКОВ, Берлин