|
|
N°82, 16 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Критика критики
Во Франкфурте-на-Майне журналистам всех стран сделали очную ставку
Одна из главных преград на пути расширения территории современного искусства -- отсутствие внятно выстроенного механизма общения как внутри профессионального сообщества, так и с миром культуры в самом широком смысле. «Трудностям перевода» сложного и непонятного языка современного искусства на язык СМИ была посвящена закончившаяся в понедельник во Франкфурте-на-Майне международная конференция «Арткритика для кого? Письмо об искусстве в России и на Западе». Подготовленная по инициативе руководителя проектов Фонда Соломона Р. Гуггенхайма в Европе Николая Ильина и ректора франкфуртской Академии искусств Staеdelschule Даниэля Бирнбаума, при спонсорской поддержке администрации города Франкфурт-на-Майне и Банка Москвы, конференция для российских участников (арткритиков, редакторов профильных изданий) оказалась отличным опытом обсуждения принципиальных тем с коллегами из разных стран, работающими в авторитетных изданиях: от газеты Frankfurter Allgemeine до журналов Аrt Forum и Frieze. Как оказалось, проблемы перед нами стоят во многом схожие: глобализм и, как следствие, унификация, усредненность языка описания, сработанного по стандартам англоязычных изданий; нетерпимость в отношении к современному искусству со стороны непрофессионального сообщества, отсутствие культуртрегерских, просветительских программ... В России все эти проблемы болезненно преломляются благодаря тому, что современное искусство не осознается в качестве базовой ценности культуры (пример: на туристических тропах Москвы художники-любители продают портреты a la Шилов, а во Франкфурте -- a la Джексон Поллок), но при этом из-за причуд развития нашей экономики contemporary art активно включилось в коммерческий обмен, потому воспринимается чистой номенклатурой, симулякром.
Визит во Франкфурт показал, что возвращать феномену современного искусства объем и плотность реально переживаемого, выстраданного процесса возможно благодаря созданию идеально организованных «квартир», являющихся не столько музеями и ни в коем случае не коммерческими галереями, а площадками для эксперимента, встреч и общений. Именно такой площадкой оказался открытый в мае новый франкфуртский «Портикус». Он существует с 1987 года, менял многие городские адреса прописки, теперь наконец-то въехал на место, которое коллега из Петербурга Олеся Туркина остроумно назвала «арт-стрелкой». Суперсовременный и стильный выставочный зал вырос на месте, откуда начинается старый мост через Майн, где сохранились остатки лодочной станции и часовни. Теперь в новом «Портикусе» открыт зал -- белый куб; в нем меняются выставки молодых художников и мэтров. Сейчас там, например, гостят архитектурные фантазии известной словенской художницы Марджетики Потрч и утопии прозрачных летающих домов восходящей звезды, участника первой Московской биеннале аргентинца Томаса Сарацено. Оба проекта о том, что среда жизни человека может быть радикально преобразована силой творческого воображения. Само пространство «Портикуса» создает идеальные условия для творческих интенций. Помимо выставочного зала -- депозитарий архивов бывших проектов, комнаты для мастер-классов, семинаров. Даниэль Бирнбаум считает «Портикус» главной экспериментальной площадкой франкфуртской Академии искусств. Никаких коммерческих программ эта площадка не имеет. От государства ничего не получает. Бюджет создается благодаря помощи фондов, меценатов и самих художников. В столице России аналогов «Портикусу» найти не удалось. Поиски продолжаются...
Сергей ХАЧАТУРОВ, Франкфурт-на-Майне -- Москва