|
|
N°82, 16 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Центроплатежные силы
КС нашел источники финансирования муниципальных соцобязательств
Конституционный суд облегчил муниципалитетам доступ к федеральной казне. Оглашенное в понедельник решение КС хотя бы теоретически позволяет местным властям ради сохранения ранее существовавших объемов льгот и социальных выплат требовать финансовой поддержки на эти цели у федерального центра или субъектов федерации. Это важное для муниципалитетов решение суда было вынесено по жалобе мэра Твери Олега Лебедева и депутатов Тверской думы, оспоривших отдельные положения закона о монетизации №122, обязывающие местную власть соблюдать в прежнем объеме свои соцобязательства.
Формальным поводом для обращения в КС стали дотации на детсады. В начале 2005 года утратило силу постановление Верховного Совета РСФСР от 6 марта 1992 года, согласно которому родители дошкольников оплачивали не более 20% стоимости содержания ребенка в детсаду. Тверские чиновники отреагировали практически незамедлительно, увеличив плату за детсад с 313 до 858 руб. в месяц. Это решение было обжаловано прокуратурой, по заявлению которой 21 апреля 2005 года Центральный районный суд Твери признал незаконными соответствующие акты Тверской думы и мэра. Суд сослался на ст. 153 закона №122-ФЗ, согласно которой «при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен».
Оспорив данную норму, тверские чиновники поставили ряд весьма принципиальных вопросов -- в частности, о праве местных властей выбирать, на решение каких социальных проблем они могут направлять средства своих бюджетов, оскудевших после принятия закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений». «Мы хотим выяснить, где местному самоуправлению брать средства на содержание детских садов», -- жаловалась журналистам после заседания КС представитель заявителей Марина Якутова.
На второй вопрос суд ответил более чем внятно -- при недостаточности местных источников расходы на содержание детей должны производиться за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. «Самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется правом на компенсацию допрасходов, возникших в результате решений, принятых органами госвласти, -- говорится в постановлении КС, в котором идет отсылка к Бюджетному кодексу. -- Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов госвласти РФ и субъектов РФ осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование».
При этом саму оспоренную норму КС признал конституционной, так как «по смыслу данной статьи, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления». В этом постановлении суд принял точку зрения, высказанную во время заседания представителем Совета Федерации в КС Юрием Шарандиным. «Конституционный суд подтвердил единство системы власти и с организационной, и с финансовой точки зрения, -- пояснил г-н Шарандин «Времени новостей». -- Независимо от того, чьими руками исполняется мандат, обязательство лежит на государстве. Все уровни власти исполняют одну функцию -- реализация прав граждан. И это касается любого мандата, который должен быть профинансирован и решен, в том числе на уровне местного самоуправления. Эта правовая позиция КС может быть также экстраполирована и на отношения региона и центра».
Сенатор, впрочем, признает, что могут возникнуть технические сложности при исполнении данного постановления. «Самое сложное -- разделить дошкольное образование на дотируемое государством обязательное и оплачиваемое гражданами -- факультативное, -- считает он. -- Само же перемещение средств через казначейство из бюджета в бюджет -- технический вопрос. Тут нет правовых проблем, а есть только человеческий фактор».
Примечательно, что в постановлении КС «не исключается право федерального законодателя предусмотреть в дальнейшем иные формы и способы реализации конституционных гарантий общедоступности и бесплатности дошкольного образования». «Если правоприменительная практика выявит неустранимые проблемы, то законодателю придется пересматривать границы прав и обязанностей уровней власти по обеспечению социальных прав граждан», -- считает Юрий Шарандин.
Юрий КОЛЕСОВ