|
|
N°82, 16 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трамвай нежелания
Из-за монетизации льгот регионы перестают финансировать пассажирские перевозки
Реформа социальных льгот, стартовавшая в начале прошлого года, высвечивает новые проблемы, решение которых, похоже, потребует дополнительных бюджетных средств. Впрочем, речь идет уже не об экстренных тратах в несколько сотен миллиардов рублей, которыми власти гасили протесты льготников в первые месяцы 2005 года.
Вчера на селекторном совещании в Белом доме выяснилось, что пока не удается достичь одной из целей реформы, а именно -- кардинально улучшить работу пассажирского транспорта. В том числе финансовое положение транспортных компаний. Надежды транспортников на то, что благодаря реформе у них появятся средства на развитие, не оправдываются.
Несмотря на то что в 2005 году по сравнению с 2004-м выручка от оплаты проезда в регионах выросла более чем на треть, транспортный комплекс остается убыточным. «К сожалению, это не позволяет в полном объеме реализовывать инвестиционные программы по обновлению парка», -- констатировал вице-премьер Александр Жуков.
По оценкам Минтранса, необходимость в обновлении парка городского транспорта составляет 12 тыс. единиц в год. В 2005 году было приобретено 7 тыс. единиц. В этом году, прогнозирует глава Минтранса Игорь Левитин, показатель может быть еще ниже.
При этом транспортникам предлагают искать «правду» не в Москве, а у собственного регионального начальства. Дело в том, что местное руководство, уповая на помощь из центра, снижает объемы финансирования перевозок льготных категорий граждан из региональных бюджетов. «Одним из последствий монетизации стала зависимость транспортного комплекса от федерального финансирования. По итогам 2005 года доля средств федерального бюджета в общем объеме субсидий достигла 25%, а доля региональных бюджетов по сравнению с 2004 годом сократилась с 64 до 50%», -- заявил Игорь Левитин. Министр оценил эту тенденцию как негативную, поскольку, по его словам, «средства федерального бюджета были выделены в качестве помощи регионам на период адаптации к реформе». Если тенденция сохранится, то, как прогнозирует г-н Левитин, убыточными вновь могут стать и те 30% транспортных компаний, занимающихся внутригородскими перевозками, которые в прошлом году вышли на уровень рентабельности.
По планам правительства, региональные власти, напротив, должны наращивать объемы покрытия расходов транспортных компаний на перевозку льготников. Исходя из этих планов, уже в этом году федеральных денег на эти цели выделено в два раза меньше, чем в 2005-м (4 млрд руб. вместо 8 млрд). «На 2007 год решение пока не принято», -- сообщил глава Минтранса, отметив, что если правительство примет решение не выделять средства из федерального бюджета, то перспективы перевозок льготников в регионах могут оказаться плачевными.
Логика регионов, не торопящихся раскошелиться на городской транспорт, тоже вполне понятна. Подавляющее большинство из них уже давно привыкло жить за счет трансфертов, дотаций, субвенций и иных форм поддержки федерального бюджета, а потому резонно рассчитывают на новые вливания. Надежды местных властей питает и та легкость, с которой тратятся все новые и новые миллиарды. В условиях стремительно разбухающего бюджета и стабфонда (профицит федерального бюджета в январе--апреле составил 655,9 млрд руб., а объем стабфонда уже через месяц может превысить 2 трлн руб.) только ленивый не попробует выпросить хоть немного. А ленивых по этой части в руководстве российских регионов точно нет.
Между тем, по данным Минтранса, еще остаются регионы, которые предпочли не участвовать в монетизации транспортных льгот, сохранив их в натуральной форме. Таких территорий семь -- Москва, Ингушетия, Калининградская, Омская области, Эвенкийский и Агинский Бурятский автономные округа, а также Воронежская область, которая решила не монетизировать льготы на пригородном сообщении. По словам г-на Жукова, в целом по стране натуральными льготами продолжают пользоваться 11 млн человек. При этом свыше 3 млн из них еще и получают компенсацию из федерального бюджета.
В ходе совещания Александр Жуков отметил, что работа по совершенствованию закона о монетизации льгот продолжается. Так, в августе прошлого года внесены изменения, в результате которых льготники получили право на бесплатный проезд к любому месту лечения и обратно, а не только к местам санаторно-курортного лечения.
Михаил ВОРОБЬЕВ