|
|
N°186, 10 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лето красное пропела
Уголь не может доехать из Красноярска до Дальнего Востока
Теплоэлектростанции Забайкалья и Дальнего Востока за первые дни октября недополучили более 100 тыс. т красноярского угля, а за сентябрь -- более 450 тыс. т. Как утверждают руководители Красноярской угольной компании (КУК), главная причина -- отсутствие у железнодорожников необходимого количества вагонов и локомотивов для доставки уже оплаченного энергетиками топлива. Загруженные составы простаивают на запасных путях от 5 до 20 часов. К примеру, 3 октября на станции Заозерная (Красноярская железная дорога) скопилось почти 550 вагонов -- это около 35 тыс. т угля.
Необходимый запас топлива на зиму создан только на теплостанциях Красноярского края. Эти ТЭЦ находятся ближе всех остальных к угольным разрезам, и часть топлива удалось вывезти автомобильным транспортом. Кроме того, краевые власти за счет бюджетных средств сформировали собственный парк железнодорожных вагонов. Все они были переданы в оперативное управление специально созданному для этих целей краевому государственному предприятию «Красопергруз». Это позволило только мэрии Красноярска своевременно завезти для муниципальных нужд более 800 тыс. т угля.
Доставка топлива другим потребителям под угрозой. По итогам сентября и первых дней октября разрезы недополучили почти 9 тыс. вагонов. Руководство компании уже несколько раз обращалось в МПС и Минэнерго с просьбой обеспечить необходимое количество вагонов и локомотивов. Но ситуация по-прежнему сложная.
«У нас есть заявка от Красноярской угольной компании на 1,5 тыс. вагонов, -- сказал газете "Время новостей" пресс-атташе МПС Анатолий Яковлев. -- На Красноярской железной дороге стоит 6 тыс. пустых полувагонов, используемых для перевозки угля, это на 1,5 тыс. больше нормы. Все вагоны выделяются строго по заявке, и мы не видим проблемы, потому что это максимальный объем, который компания в состоянии загрузить. Все эти стенания немного от лукавого, потому что железная дорога должна работать ритмично вместе со своими клиентами. Если угольщики спали все лето, потом мы не можем ради них бросить всех своих клиентов. Будет ритмичная загрузка -- будут ритмичные поставки».
Впрочем, тот факт, что проблемы с обеспечением углем нужно было решать летом, а этого не сделали, признают и угольщики. Генеральный директор ЗАО «КАТЭК-инвест» (которое распоряжается контрольным пакетом акций КУК) Константин Хамлай четыре месяца тому назад утверждал, что пропускная способность Красноярской железной дороги не позволит оперативно завезти в другие регионы Сибири и Дальнего Востока необходимое количество топлива. Он призывал энергетиков сделать запасы угля заблаговременно. Однако и федеральные, и региональные теплостанции не провели запланированные на лето закупки топлива.
Благодаря полноводной весне в водохранилищах скопились огромные массы воды. Это давало энергосистемам большой запас прочности накануне отопительного сезона. И вместо того чтобы вкладывать деньги в уголь, энергетики направили все средства на ремонт старых и завершение строительства новых теплостанций. Но эксперты РАО не учли дефицита подвижного состава на сибирских и дальневосточных железных дорогах. Кроме того, там до сих пор продолжается сезонный ремонт путей, что создает дополнительные проблемы.
По мнению члена совета директоров КУК Ярослава Давыдова, усложнила обстановку и начавшаяся реформа системы управления железнодорожным транспортом: «С переходом на систему диспетчерского управления из Новосибирска появились определенные организационные проблемы. Дело в том, что новосибирские диспетчеры привыкли работать в пределах Западно-Сибирской железной дороги и незнакомы со спецификой Красноярской и Восточно-Сибирской железных дорог».
Александр МАКАРОВ, Красноярск, Анфиса ВОРОНИНА