|
|
N°186, 10 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ту-154 сбит ракетой
Госкомиссия не сомневается в виновности украинских военных
Представители госкомиссии по расследованию катастрофы самолета Ту-154, упавшего в Черное море 4 октября, огласили вчера свои выводы о причинах трагедии, унесшей жизни 66 пассажиров и 12 членов экипажа лайнера. На специально созванной пресс-конференции во всеуслышание было объявлено, что подтвердилась самая скандальная версия -- Ту-154 был сбит ракетой.
Член госкомиссии, председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина сообщила, что сейчас военные эксперты России и Украины исследуют «предметы, не относящиеся к конструкции самолета», извлеченные из фрагментов Ту-154 и тел погибших пассажиров. Председатель МАК пояснила, что это металлические шарики диаметром 7 миллиметров.
По словам другого члена госкомиссии, советника президента России по авиации и космосу маршала Евгения Шапошникова, эти шарики не что иное, как поражающий элемент боеголовки ракеты С-200. «Самолет был сбит ракетой С-200», -- заявил маршал, подчеркнув, что это пока не вывод комиссии, а только его личное мнение, но он не сомневается, что к такому же выводу после длительных экспертиз придет и госкомиссия.
Маршал Шапошников в резкой форме опроверг слова главкома войск ПВО Украины Владимира Ткачева, произнесенные им 8 октября, что «российской стороне представлены доказательства непричастности украинских зенитчиков к катастрофе Ту-154». «В нашем распоряжении много материалов, доказывающих обратное», -- сказал Евгений Шапошников. А председатель МАК Татьяна Анодина добавила, что сейчас исследуется запись картинки, полученной локаторами станций слежения за воздушным пространством, находившимися в Геленджике. Они зафиксировали 4 октября в 13.45 и самолет Ту-154, и приближающийся к нему «пока неопознанный летающий объект, не отвечавший на запрос и, следовательно, не имевший на борту соответствующей аппаратуры». Понятно, что это был не самолет, сказала председатель МАК. Возможно, эта запись покажет и траекторию полета ракеты, и тогда вообще не останется никаких сомнений в том, что российский лайнер был сбит силами ПВО Украины во время проходивших в тот день учений.
Кстати, вчера же совершенно безотносительно к скандальным заявлениям членов госкомиссии их мнение подтвердили и эксперты, работающие в Москве. Как стало известно корреспондентам газеты «Время новостей», специалисты 13-го НИИ ВВС Минобороны в подмосковных Люберцах, куда была доставлена часть обломков разбившегося Ту-154, после тщательного исследования их (с полной химической экспертизой) почти однозначно установили -- инородные предметы в частях лайнера представляют собой поражающие элементы боеголовки и просто осколки зенитной ракеты С-200. А представители КБ «Факел», разрабатывавшего комплексы С-200, даже рассказали, как и почему украинская ракета могла ошибиться и поразить Ту-154. Согласно проведенным в КБ расчетам на основе телеметрических параметров запуска украинских ракет 4 октября над Черным морем был получен возможный вариант трагедии: «Радиолокационный след от находившегося на расстоянии 245 км самолета заглушил радиоэхо от гораздо меньшей по размерам беспилотной мишени «Рейс-Д», по которой производились стрельбы. В результате произошло автоматическое перенацеливание ракеты».
Украинская сторона, правда, вчера продолжала упорно настаивать на своей невиновности. Генпрокурор Украины Михаил Потебенько заявил, что не видит оснований для возбуждения уголовного дела по факту катастрофы, а лично глава Минобороны Александр Кузьмук перед депутатами Верховной рады категорически отверг возможность поражения лайнера ракетой.
Пока глава госкомиссии Владимир Рушайло, слово которого и должно стать последним в истории с гибелью Ту-154, не сделал никаких официальных заявлений, однако очевидно, что они уже особо и не нужны -- это теперь лишь формальность. И вчера наши дипломатические источники уже смогли в общих чертах предположить, как будут развиваться события дальше. Если Украина признает свою вину, согласится на следствие, поиск виновных и выплату компенсаций, то, вероятно, российская сторона, учитывая нынешний политический момент в российско-украинских отношениях, раздувать скандал не станет и все ограничится техническими мероприятиями по линии генпрокуратур двух стран и гражданскими исками пострадавших к виновникам. Если украинская сторона будет отрицать, похоже, уже очевидные факты, не исключено серьезное осложнение российско-украинских отношений.
Некоторые трагические инциденты прошлых лет
9 апреля 1981 года американская атомная подводная лодка George Washington столкнулась при всплытии с японским торговым судном Nissho Maru в Южно-Китайском море. Судно было потоплено, его капитан и один из офицеров погибли, а 13 других членов команды провели в море 18 часов до того, как пришла помощь.
3 июля 1988 года американский ракетный крейсер Vincennes, находившийся в Персидском заливе, сбил ракетой теплового наведения гражданский авиалайнер Airbus A300 авиакомпании Iran Air, приняв его за атакующий истребитель F14. В результате атаки погибли 290 человек, находившихся на борту иранского лайнера. Самолет совершал обычный рейс из города Бандар-Аббас на побережье Ирана в Дубай (ОАЭ), и неосторожно приблизился к двум американским военным кораблям, которые вели бой с двумя иранскими канонерками.
29 апреля 1999 года во время операции НАТО в Косове антирадарная ракета HARM класса «воздух-земля», выпущенная самолетом Альянса, отклонилась от цели и попала в трехэтажный дом в пригороде Софии Горна Баня в 60 км от югославской границы. Только по счастливой случайности никто не пострадал. Тогда же, в апреле 1999 года, авиация НАТО дважды атаковала транспортные колонны албанских беженцев в Косове, якобы обнаружив в них военные грузовики, в результате чего погибли более 70 человек.
7 мая 1999 года авиация НАТО нанесла бомбовый удар по посольству Китая в Белграде, в результате чего трое китайских журналистов погибли, а 20 сотрудников посольства были ранены.
20 апреля 2000 года украинская тактическая ракета «Точка У», запущенная с военного полигона во время учений, отклонилась от цели и попала в девятиэтажный жилой дом в городе Бровары в 20 км от Киева. При этом три человека погибли, пятеро были ранены. Только через 4 дня министр обороны Украины признал, что причиной взрыва в Броварах было попадание в дом ракеты, являющейся, по его словам, «очень высокоточным оружием».
9 февраля 2001 года атомная подводная лодка ВМФ США Greeneville, отрабатывавшая близ Гавайев процедуру экстренного всплытия, столкнулась с японским учебным траулером Ehime Maru, на котором находилась группа студентов рыболовецкой школы из города Увадзима. Менее чем за десять минут Траулер затонул примерно в 14 км южнее гавайского острова Оаху, 9 из 35 человек, находившихся на его борту, в том числе 4 семнадцатилетних подростка, погибли.
Игорь ГЛАНИН, Сочи, Александр РАСКИН, Виктор ПАУКОВ