|
|
N°81, 15 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Для внутреннего потребления
Объявлена конкурсная программа «Кинотавра»
В этом году на «Кинотавр» стоит поехать хотя бы потому, что из пятнадцати конкурсных фильмов, только один -- «Заяц над бездной» Тиграна Кеосояна -- уже был в прокате, остальные -- премьеры, и что более всего интересно, сняты эти картины такими режиссерами, от которых принято ждать сюрпризов.
Откроет фестиваль фильм Павла Лунгина «Остров» -- история человека, всю жизнь искупающего тяжкий грех в православном монастыре на Белом море. Героя сыграл Петр Мамонов. Этот фильм был последней надеждой российского кинематографа на участие в Каннском фестивале, но, увы, включен в конкурс не был. Так же в ролях Дмитрий Дюжев, Виктор Сухоруков, Виктория Исакова.
Однако соревноваться за призы «Остров» не будет. За место лучшей отечественной картины 2006 года борьба пойдет между мастерами и дебютантами. Команду зрелого кино возглавляет Константин Лопушанский, доснявший наконец своих «Гадких лебедей», по знаменитому роману братьев Стругацких. Фильм сделан частично на французские деньги.
Валерий Рубинчик представит «Нанкийский пейзаж», странную фантазию про двойников, китайскую провинцию и российское безвременье, с Дарьей Мороз в ролях китаянки и россиянки. Дарья Мороз сыграла и в фильме своего отца Юрия Мороза «Точка», который близко к правде рассказывает о тяжелой жизни городских проституток. В этом же фильме зритель снова встретится с Викторией Исаковой, а также с Анной Уколовой, Еленой Яковлевой, Михаилом Ефремовым, Михаилом Горевым.
В фильме «Перегон» Александр Рогожкин развивает тему национальных отношений на фоне второй мировой войны. На этот раз его герои -- русский офицер и американская летчица, перегоняющие на фронт по ленд-лизу полученные истребители, а также простые жители Чукотки.
Один из самых ожидаемых фильмов конкурса -- «Живой» Александра Велединского, -- после того, как по слухам, «Роскультура» не рекомендовала этот фильм в конкурс Московского фестиваля, как «порочащий образ России», внимание к нему явно возросло. Младший из братьев Чадовых играет в нем молодого контрактника, потерявшего в Чечне ногу, он возвращается на родину в компании двух своих боевых товарищей, только вот их, к сожалению, кроме него никто не видит. Эти два призрака сопровождают его повсюду, деликатно выходя во время свидания с девушкой, нюхают дым от сигарет и водку в стопках, а потом внезапно исчезают, оставив героя наедине с собственным опытом.
Комедия «Парк советского периода» Юлия Гусмана пестрит знаменитыми актерами, выступающими в ролях самих себя, а главную роль, журналиста, попадающего в странный санаторий, где все -- от интерьера до персонала -- воспроизводит обстановку советского времени, сыграл Лазарев-младший.
Дебютанткой в режиссуре предстанет знаменитая телеведущая и сценаристка Авдотья Смирнова, снявшая камерную драму про трудные отношения обремененных семейными узами любовников, в ролях которых -- Михаил Пореченков и Анна Михалкова. Другая любовная драма тоже держится одной стороной на представителе семейства Михалковых. У известного своими «бандитскими историями» и дебютирующего в жанре мелодрамы Алексея Балабанова в фильме «Мне не больно» в роли отвергнутого любовника снялся Никита Сергеевич. Главная же партия в этой картине принадлежит Ренате Литвиновой, изменившей свой привычный облик блондинки с красными губами и представшей вдруг «рыжей и блеклой, как осень», по ее собственным словам. Героиня смертельно больна и, сознавая, что жить ей осталось недолго, хочет эти последние свои дни посвятить любви. Объект ее желаний сыгран Александром Яценко. Он же -- в главной роли в фильме «Свободное плаванье», где играет провинциального подростка, пытающегося найти свое место в жизни. Это тоже своего рода сольный дебют режиссера Бориса Хлебникова, заявившего о себе в паре с Алексеем Попогребским фильмом «Коктебель». Зрителя снова ждет поэтическое изображение провинциальной русской глубинки и неявных, неосознанных душеных движений героев, достаточно наивных, чтобы рефлексировать по поводу собственной жизни.
Кирилл Серебренников хорошо известен как театральный режиссер, но в кино, несмотря на несколько им снятых телевизионных фильмов, он может считаться дебютантом. Экранизируя собственный популярный спектакль «Изображая жертву» по сценарию братьев Пресняковых, Серебренников почти полностью сменил всех актеров и попытался как можно дальше уйти от сценической версии.
Младший товарищ Серебренникова по театральному цеху, актер и драматург Иван Вырыпаев снял свой первый фильм по собственному сценарию. Его «Эйфория» рассказывает новую историю современных донских казаков, любви и ревности, кровавых разборок и сложных чувств. В главной роли начинающий режиссер снял свою жену Полину Агурееву, после роли в фильме Сергея Урсуляка «Долгое прощание» снискавшую славу очень серьезной киноактрисы, соревновавшейся в премиальных раскладах с самыми крупными звездами отечественного кино.
Есть еще три дебютных картины, авторы которых до сих пор были известны совсем узкому кругу. Это почти документальный «Странник», снятый учеником Германа и поклонником Сокурова, бывшим документалистом из Челябинска Сергеем Карандашовым, -- по определению Александра Голутва, «жесткий артхаус с элементами анимации». И «Вольный перевод» швейцарского режиссера Елены Хазановой и русского продюсера Елены Яцуры, фильм про отношения русского, посаженного в швейцарскую тюрьму, с переводчицей, нанятой для него гуманной европейской юстицией.
А так же простая история одной семьи, «Человек безвозвратный» студентки ВГИКа, ученицы Владимира Хотиненко, Екатерины Гроховской, уже получавшей призы на «Кинотавре», правда за учебную короткометражку «Двое». Кстати, фильм Гроховской, говорят, рассматривался и Московским фестивалем, но не сошлось. Сейчас кажется, что на этот раз «Кинотавр» переиграл ММКФ, забрав себе едва ли не все яркие картины и известные имена. Сочи Москве предпочли и Алексей Балабанов, и Павел Лунгин, и Александр Рогожкин, и их продюсеры, отложившие выход фильма в прокат до фестиваля, видимо, в надежде на хорошую рекламу, которую нынешние хозяева «Кинотавра» Александр Роднянский и Игорь Толстунов умеют делать.
Но вот что интересно. Давно не выпадало такого обильного урожая на премьеры -- весной закончены авторские картины едва ли не большинства активно действующих сегодня режиссеров, постоянно велись разговоры о том, что тот или иной фильм уже отобран в Канны, или в Венецию, или хотя бы в Карловы Вары. И хотя участие в отечественных фестивалях не закрывает дорогу на международные конкурсы, сегодня понятно -- отечественная продукция на них не востребована. Не интересны или не симпатичны наши фильмы европейским отборщикам. Что ж, будем надеяться, что хотя бы отечественные зрители полюбят собственный авторский кинематограф. «Кинотавр» по крайней мере намерен все сделать для этого, но превратятся ли надежды в события и не окажутся ли правыми западные отборщики, станет ясно в первую декаду июня.
Алена СОЛНЦЕВА