|
|
N°80, 12 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тайна со сроком годности
На поиск причин гибели армянского лайнера осталось 20 дней
Вчера в Сочи был определен срок, в течение которого со дна Черного моря могут быть подняты бортовые самописцы разбившегося и затонувшего здесь 3 мая аэробуса А320 авиакомпании «Армянские авиалинии». Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса Александр Давыденко официально подтвердил, что «черные ящики» погибшего самолета не смогут просуществовать в агрессивной сероводородной среде черноморских глубин более 30 суток. Отсчет этого времени ведется с момента катастрофы, и таким образом, на все попытки поднять самописцы остается всего 20 дней. По истечении этого срока, если «черные ящики» не удастся поднять, работы, очевидно, будут свернуты.
Г-н Давыденко возглавил созданный 10 мая в Сочи штаб по техническому обеспечению работ по подъему со дна моря элементов конструкции погибшего самолета. В этой операции задействованы силы Минтранса, Минобороны и МЧС. В работах также принимают участие инженеры французского концерна Airbus, выпускающего аэробусы А320. Операция пройдет в три этапа. Сначала будут установлены точные координаты места, где находятся бортовые самописцы и обломки корпуса самолета. Затем специалисты определят, какой тип робота-манипулятора сможет действовать в данной точке, потом робота доставят на место катастрофы, и будут предприняты попытки поднять «черные ящики» и отдельные фрагменты фюзеляжа.
Первый этап завершится, как надеются в штабе, уже сегодня. Ранее сообщалось, что французским специалистам удалось запеленговать сигналы радиомаяков, установленных в «черных ящиках» аэробуса. Но, как вчера рассказал г-н Давыденко, тогда, 5 мая, был определен лишь треугольник, в котором оказались самописцы, стороны которого имеют длину 150 м. Вчера же в море вышел новороссийский буксир «Навигатор», на борту которого французские инженеры смонтировали новое оборудование, доставленное ими в Сочи. Это мощный сонар, который, как все надеются, выдаст координаты точки нахождения самописцев с точностью до 1,5 м. Он же окончательно определит и глубину. Российские спасатели, использовавшие отечественные гидролокаторы, сначала говорили, что «черные ящики» и обломки самолета опустились на глубину 680 м. Потом экипаж аварийно-спасательного судна «Залив» с экспериментальным комплексом «Кальмар» на борту получил другие данные -- 450 м. Но в любом случае ясно, что на таких глубинах могут работать только роботы.
По словам Александра Давыденко, у России есть суда и механизмы, способные обнаруживать и поднимать объекты с глубин даже 6 тыс. м. Но все они сейчас находятся далеко от Сочи, в разных морях и океанах. Тем не менее, когда будет определено, какого именно робота можно использовать для подъема бортовых самописцев разбившегося А320, его доставят в Сочи «из любой точки мира любой ценой». Как пояснил г-н Давыденко, речь идет об аппаратах весом от 200 кг до 32 тонн, включая и малые обитаемые подводные лодки. Впрочем, последние вряд ли будут задействованы, так как судно, обеспечивающее их работу, сейчас ремонтируется в Калининграде.
Кстати, чтобы определить, какой именно робот потребуется, кроме глубины надо будет узнать данные о течениях, химическом составе воды у дна и другие параметры. Все это в ближайшие дни будет выяснять экипаж гидрографического корабля «Челекен», который вчера ждали в Сочи.
С 3 мая в Сочи продолжает работать техническая комиссия по расследованию причин катастрофы, в состав которой входят специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК), «Ространснадзора», «Росавиации», «Росаэронавигации», представители Армении и бюро расследования и анализа авиационных происшествий Франции. Руководитель департамента по расследованию авиапроисшествий МАК Алексей Морозов сообщил вчера некоторые сведения из того, что было установлено. В частности, он рассказал, как проходили последние секунды жизни аэробуса: самолет заходил на посадку, но диспетчер дал экипажу команду прекратить снижение и выполнять правый разворот с набором высоты. Эта команда была вызвана резко изменившейся погодой. Самолет начал ее выполнять, но вдруг «перешел на снижение и столкнулся с водной поверхностью». Обнародовано также точное время последнего выхода экипажа в эфир (2 часа 12 минут 34 секунды) и точное время гибели лайнера (2 часа 13 минут 2 секунды). Очевидно, что без расшифровки записей «черных ящиков» истинная причина катастрофы не может быть установлена.
Вчера в Сочи уже никто не говорил о работах по поиску останков погибших людей (всего на борту аэробуса, летевшего в Сочи из Еревана, находились 113 человек, и все они погибли). По всей видимости, поисковая операция, длившаяся на море восемь суток, закончена. Удалось найти останки 51 человека, причем все они были обнаружены только в день катастрофы, 3 мая.
Игорь ГЛАНИН, Сочи