|
|
N°81, 15 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Синоним слова "пессимизм"
Налоговая амнистия вызывает у российских СМИ больше тревог, чем надежд
В июне Госдума должна рассмотреть проект закона «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами», получивший известность под более простым слоганом «налоговая амнистия». За год, прошедший с момента начала работы над проектом закона по личному заданию президента России, выяснилось, что интерес граждан к теме настолько болезненный, что любое высказывание даже не самых высокопоставленных чиновников о готовящемся документе вызывает массу слухов, домыслов и комментариев.
Если измерять интерес общественности, по крайней мере московской, через отражение темы амнистии в наиболее читаемых общественно-политических и деловых СМИ, то, как показывает исследование, подготовленное аналитическим центром Public.Ru специально для «Времени новостей», каждое заявление властей вызывает у россиян трех-пятикратный всплеск обсуждения этой темы. И чем более непонятны были эти заявления, тем более паническим становился тон обсуждения.
Ровно год назад россияне узнали о том, что в стране готовится налоговая амнистия. Это пообещал в прошлогоднем послании Федеральному собранию президент Владимир Путин. Строго говоря, о такой амнистии вновь (первые дискуссии на эту тему велись еще во времена Бориса Ельцина) робко заговорили за месяц до того, как глава государства зачитал свое послание. В марте 2005 года газеты писали о том, что бизнес-сообщество собирается поставить перед президентом вопрос о целесообразности проведения налоговой амнистии, и называли этот шаг «вершиной смелости».
Интерес СМИ к теме амнистии держался тогда на уровне 18--20 публикаций в месяц, но речь не шла о конкретном сценарии амнистии, обсуждалось, лишь насколько власть готова в принципе обсуждать такой шаг. Издания также напоминали слова министра экономического развития и торговли Германа Грефа о том, что никакой налоговой амнистии не предполагается.
Примечательно, что прозвучавшая в послании тема налоговой амнистии вызвала поначалу лишь незначительный всплеск интереса к проблематике. Дело было в том, что само слово «амнистия» глава государства не употребил, использовались лишь слова-синонимы. Зато резкое, почти пятикратное увеличение интереса СМИ к теме амнистии (почти сто публикаций в месяц) обнаружилось в августе прошлого года. Оно было вызвано заявлением министра финансов Алексея Кудрина, сообщившего, что Минфин разработал проект закона, позволяющего гражданам легализовывать свои «серые» доходы. «Это что-то вроде амнистии по доходам физических лиц», -- сказал глава Минфина. После августовского заседания правительства, на котором была одобрена подготовленная Минфином концепция проведения налоговой амнистии для физических лиц, стало ясно, что концепция не оправдала ожиданий россиян. Сама идея возражений не вызывала, но предложенный механизм ее реализации, не дающий «амнистируемым» гарантий освобождения от уголовного преследования, заставлял сомневаться в разумности затеянного.
Сентябрьские пояснения министра финансов, что амнистия может быть распространена не только на капиталы, но и на имущество, вызвало удивление в прессе: было непонятно, как реализовать амнистию имущества. Значительно более бурной оказалась реакция в СМИ в октябре, когда Минфин вторично попросил у правительства отсрочку для доработки законопроекта о налоговой амнистии. Начало нарастать нетерпение. Затем появились сообщения о том, что запланированная на 1 января налоговая амнистия будет отложена на три месяца и объявлена с 1 апреля 2006 года. А также о том, что Минфин отказался снизить налоговую ставку для амнистированных капиталов до 7--9%. Эти известия оказалось тоже довольно широко обсуждаемыми. Более 50 публикаций в ноябре СМИ посвятили анализу этих намерений властей.
Следующий бум обсуждения темы в прессе был отмечен в феврале 2006 года, когда Минфин внес в правительство законопроект «Об упрощенном декларировании доходов физических лиц». Одним из главных разочарований бизнес-сообщества стало то, что упрощенное декларирование доходов не коснется юридических лиц. Но в середине месяца стало известно, что законопроект вновь отправлен на доработку.
Любопытно, что тема амнистии более активно обсуждалась на этапе доработок и согласований, чем тогда, когда стало известно о внесении проекта закона в Думу. Этот момент, когда стало ясно, что амнистия будет распространяться на доходы, легализованные по ставке 13%, и продлится с 1 июля 2006 до 1 апреля 2007 года, парадоксальным образом снизил количество комментариев и обсуждений. Неопределенность в действиях властей, видимо, волнует больше. А в успех налоговой амнистии, как и в целесообразность налоговой амнистии, по данным социологических опросов, верит крайне мало россиян.
Ирина СКЛЯРОВА