|
|
N°81, 15 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Никакой экономики
Перед Россией больше не стоит никаких экономических задач. Есть задачи политические: найти преемника, приучить к его лицу, манере речи, имени и фамилии зрителей двух или трех общенациональных госканалов, а затем посредством системы ГАС «Выборы» обеспечить ему неотвратимую победу в первом туре президентских выборов. Есть хозяйственные: прибрать к рукам госчиновников, преимущественно так или иначе связанных с силовыми структурами, все, пока еще чудом не принадлежащие им крупные частные компании и заодно курирующие их ведомства, провести такую всероссийскую инвентаризацию с экспроприацией. Есть гендерные задачи: подбросить женщинам денег из казны, чтобы больше рожали. Есть военные: понастроить новых подлодок, танков и ракетных комплексов под маркой борьбы с международным терроризмом и пытающимся ослабить страну «Западом». Экономических задач нет.
Вялые споры о причинах отсутствия сколько-нибудь внятного экономического курса у действующих властей закончены за полной их ненадобностью. Экономический курс сводится к пиар-жестам вроде бессмысленного провозглашения рубля конвертируемой валютой с 1 июля 2006 года (попробуйте, поменяйте рубли после этой даты в Штатах, Европе или Объединенных Арабских Эмиратах -- посмотрим, что у вас получится) или банальному дележу казенных средств. Благо (точнее, зло) на мировых рынках невероятно дороги не только нефть и газ, но и другие истинные причины нашего устойчивого экономического роста -- золото, никель, медь.
Все экономические дискуссии в стране посвящены исключительно теме деления. Сколько денег пустить в инвестиционный фонд на прямые госинвестиции, никогда в российской истории не являвшиеся ничем, кроме самого простого способа воровства бюджетных ассигнований. Как правильно потратить средства стабфонда, сколько подбросить на реализацию национальных проектов. Причем никто из участников этой самой реализации не сомневается, что все проекты рассчитаны прежде всего на то, чтобы один потенциальный преемник в засветился перед телекамерами у нового коровника посреди вековой сельской грязи, другой на телекамеру же сообщил о налаживании мобильной связи в отдаленной воинской части с дедовщиной и пьянством офицеров. А «доступное жилье» при этом все равно будет дорожать со скоростью света при увеличивающемся разрыве между спросом и предложением.
В сущности, мы имеем дело с абсолютно советской экономической политикой. Тогда тоже основным экономическим законом социализма провозглашалось абстрактное намерение «неуклонного роста благосостояния людей», каждой советской семье обещалась отдельная квартира к 2000 году, а еще раньше -- всем нам коммунизм к 1980-му. И ничего этого не случалось. При этом властная элита также полагалась исключительно на нефтедоллары и проедала их, да еще укрепляла оборонную промышленность. Доукреплялась до такой степени, что крупнейшая на тот момент по территории страна мира, похоже, разучилась производить всякую качественную гражданскую продукцию.
Как и в распавшемся на наших глазах СССР, нынешняя российская власть в принципе не думает о главном: как дать возможность людям деньги зарабатывать, как помочь им планировать свою относительно счастливую и комфортную жизнь в России на годы вперед. Все, что в России названо национальными проектами, лишь эрзац структурных реформ и последовательной рыночной либеральной экономики. Жилье станет доступнее, если строителям будет выгоднее его строить, а покупателям реальнее заработать на него своим трудом. Образование в цивилизованном мире всегда дорогое удовольствие, оплатить которое человек опять же может исключительно за счет развитых финансовых институтов, дающих целевые кредиты, успешных родственников или собственной инициативности. Про здравоохранение и говорить нечего: оно бывает или качественным или бесплатным.
Но экономических задач перед Россией не ставится. Никто не говорит, что страна «большой восьмерки» к такому-то году должна стать хотя бы восьмой в мире по уровню ВВП или выйти в мировые лидеры по темпам экономического роста. Возможно, именно поэтому в стране, главная газовая компания которой торжественно вошла в мировую тройку по капитализации, в каждом третьем населенном пункте до сих пор вообще нет газа...
Семен Новопрудский