|
|
N°80, 12 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Греф сдал таможенный пост
ФТС преодолела экономический барьер
Вчера подтвердился один из главных аппаратных слухов последнего месяца -- у Министерства экономического развития отобрали Федеральную таможенную службу. (Газета "Время новостей" в конце апреля писала о высокой вероятности такого развития событий.) Президент Владимир Путин подписал указ, которым переподчинил ФТС напрямую правительству. То есть формально премьер-министру Михаилу Фрадкову. Фактически же таможне возвращен статус полноценной фискально-силовой структуры, борьбу за реальный контроль над которой поведут между собой конкурирующие провластные группировки в правительстве и Кремле.
Функции Минэкономразвития по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела переданы самой Федеральной таможенной службе. Назначение на должность руководителя ФТС и его заместителей, а также их освобождение от должности отныне осуществляется правительством. Таможенники в частных беседах не скрывают своей радости, хотя официальный комментарий ведомства выглядит достаточно сдержанным.
Как заявила агентству Прайм-ТАСС глава пресс-службы ФТС Ирина Скибинская, ведомство возвращается в свое первоначальное состояние. Пересмотр полномочий, убеждена она, не скажется на текущей деятельности, но позволит таможенным органам реагировать и решать возникающие проблемы более оперативно.
В Минэкономразвития от каких-либо разъяснений отказались. Для экономического ведомства утрата целого направления -- серьезная статусная потеря. И вряд ли ее сможет компенсировать анонимное заявление источника в президентской администрации. Как передает ИТАР-ТАСС, высокопоставленный источник в Кремле заявил, что такое решение не означает недоверия к руководству МЭРТ. Напротив, речь идет о том, чтобы разгрузить ведомство от непрофильной нагрузки с тем, чтобы в министерстве сосредоточились на выполнении задач, поставленных в президентском послании.
До последнего времени в МЭРТ упорно опровергали предположения, что ведомство может потерять таможню, и приводили в пример регулярные слухи об отставках то одного, то другого высокопоставленного чиновника. Неделю назад газета "Время новостей" должна была взять интервью у главы департамента таможенного дела о планах МЭРТ по дальнейшему реформированию таможенной службы. Однако в последний момент интервью было перенесено на «после праздников». Видимо, в министерстве уже знали, что все эти разговоры -- больше чем просто слухи. Когда в начале апреля Владимир Путин на совещании с членами правительства заявил, что таможня и бизнес «слились в экономическом экстазе», стало понятно: ФТС ждут серьезные перемены.
В последнее время общественность будоражили многочисленные обыски и аресты в таможнях. В конце апреля Генпрокуратура и ФСБ начали передавать информационным агентствам одно за другим сообщения о разоблачении преступных групп, занимающихся контрабандой при помощи коррумпированных таможенников буквально по всей стране. Однако выяснилось, что подавляющее количество уголовных дел возбуждено даже не в этом году (газета «Время новостей» подробно писала об этом 27.04.2006). Массированная атака на таможню явно выглядела спланированной акцией, призванной доказать, что МЭРТ не справляется с руководством этой сферой.
Впрочем, проблемы на таможне начались не вчера, а МЭРТ осуществляло руководство одной из самых исторически коррумпированных российских госструктур совсем недолго. ФТС перешла в его подчинение в мае 2004 года в рамках административной реформы. Кремлевский источник особо подчеркнул, что президент, судя по всему, принял решение, чтобы ни у кого не было сомнений в том, что он доверяет министру экономического развития и не отождествляет с ним серьезные проблемы в работе таможенной службы.
Сами таможенники полагают, что работать им станет легче. Тем более что хотя формально статус службы не изменился, переподчинение напрямую правительству означает шаг вверх по административной лестнице. Отныне служба будет получать поручения от премьера или кого-либо из его заместителей, а не от «простого» министра.
Тем не менее этот указ явно не просто ход в аппаратной игре, когда кто-то теряет вес, а кто-то его приобретает. Смысл таможни в глазах государства меняется: это уже не инструмент экономического развития, а полноценное силовое ведомство. Герману Грефу предлагается сосредоточиться на, как сказано в президентском послании, «формировании и реализации крупных инвестиционных программ, развитии и внедрении инновационной системы экономики». То есть способствовать экономическому росту таможня более не должна.
Также, что признают и в Кремле, это решение «в определенной степени является пересмотром административной реформы». Нельзя не отметить, что «реформа реформ» уверенно пятится назад. Уже практически всем ведомствам увеличили количество заместителей. В стане вице-премьеров также значительное прибавление. Теперь ФТС вернули в дореформенное состояние. Не исключено, что следующим шагом станет вывод Федеральной налоговой службы из подчинения Минфина. По крайней мере эта "матрешка" из силовой структуры внутри макроэкономического ведомства после вчерашнего указа президента явно выглядит уязвимой.
Вера СИТНИНА