|
|
N°80, 12 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Я лично приказал уничтожить ядерные заряды»
Фредерик де Клерк руководил Южно-Африканской Республикой с 1989 по 1994 год. За это время он не только покончил с апартеидом, но и совершил нечто беспрецедентное: приказал уничтожить ядерные заряды, которые в строгой секретности начал создавать еще его предшественник Питер Бота. Сегодня 70-летний экс-президент ЮАР, лауреат Нобелевской премии мира Фредерик де КЛЕРК нисколько не сожалеет об этом шаге. В интервью обозревателю «Времени новостей» Елене СУПОНИНОЙ он советует руководству Ирана последовать этому примеру.
-- К началу 90-х мы в ЮАР сделали уже почти семь ядерных зарядов, бомб. Я говорю «почти», потому что седьмая еще не была готова. То есть было как бы шесть с половиной. И в начале 90-х мы приняли решение об их уничтожении. Я лично приказал уничтожить ядерные заряды. Сразу после этого мы начали полномасштабное сотрудничество с международным сообществом. Под его жестким контролем мы продолжили наши мирные атомные программы, навсегда отказавшись от идеи обзавестись ядерным оружием.
-- И вы не жалеете? Не было ли то решение ошибкой?
-- Нет. Это было абсолютно правильное решение. Я убежден в этом. Государствам не нужно ядерное оружие. Не только тем, у кого его еще нет. Но даже и тем, у кого оно есть, -- надо отказаться от него! США, Россия, Великобритания, Франция, другие должны сделать это. А если не хотят добровольно, то международное сообщество должно заставить их. Обладание ядерным оружием должно быть объявлено вне закона.
-- Г-н де Клерк, а может, дело в том, что секретные наработки ЮАР были раскрыты? Говорят, ведущие державы даже подумывали нанести удары по вашим ядерным объектам. И вы просто испугались и угроз, и экономического давления.
-- Нет, я отказался от ядерного оружия сам, а не по причине какого-то там давления. Это была моя собственная инициатива.
-- Есть еще одна точка зрения. Вы уже понимали, что в ЮАР черное большинство скоро потеснит у власти белых. Потому-то вы и не захотели, чтобы в такой стране было ядерное оружие.
-- Абсолютно не так. Демографическая ситуация здесь ни при чем. К тому времени, когда я пришел к власти в ЮАР, многое в Африке изменилось. Коммунистической угрозы уже не было, СССР больше не существовал. Мои советники по безопасности подтверждали, что прежних угроз нет и нет смысла продолжать эти работы, а надо возвращаться в международное сообщество. Отказ от ядерного оружия и был путем к этому возвращению, чтобы нормально развиваться дальше. Это решение принималось на основе серьезного научного анализа тогдашней политической ситуации.
-- Почему, кстати, в списке названных вами государств вы не упомянули Израиль, тоже обладающий ядерным оружием?
-- Потому что израильтяне никогда не признавали, что у них есть такое оружие. В любом случае, я сторонник полного ядерного разоружения. Ни у кого чтобы не было. А не так, что кому-то можно иметь ядерную бомбу, а кому-то нельзя. Кто дал четырем-пяти государствам (США, Великобритания, Россия, Франция, Китай. -- Ред.) это эксклюзивное право на обладание ядерным оружием? И как они могут требовать от других отказа от следования по этому пути? По какому праву? Тем более сегодня в этих странах вроде как хорошие правительства, но в любой момент их могут сменить отвратительные правительства, и тогда где гарантия, что это оружие не может быть применено и не произойдет страшная трагедия?
-- Но это же утопия!
-- Я знаю, что это утопия. Но я считаю, что ее можно превратить в реальность. Надо только начать двигаться в правильном направлении. Я показал пример, как это делается. И считаю, что иранцы должны как можно скорее постараться убедительно доказать, что их атомная программа имеет только мирные цели.
|