|
|
N°80, 12 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сын отвечает за отца
В Мариинском театре открылся фестиваль «Звезды белых ночей»
Фестиваль сразу продемонстрировал фирменную мариинскую непредсказуемость. Для старта десятинедельного марафона (закроются «Звезды» 19 июля) выбрали «Бориса Годунова». В программке значится: «Постановка Андрея Тарковского. Режиссер возобновления Иркин Габитов». Если первую фразу выкинуть, а из второй убрать слово «возобновление» -- получится правда. За 12 лет, что спектакль не шел, из него выветрилось все живое, и сейчас к Тарковскому имеет отношение разве что исполнитель заглавной партии Владимир Огновенко.
Огновенко -- один из солистов Мариинки, сделавших зарубежную карьеру и, как повелось на «Звездах белых ночей», возвращающихся в качестве guest star. Кроме него, это Василий Герелло, Николай Путилин, Лариса Дядькова, Владимир Галузин. Еще одна хоть и не экс-местная, но знакомая петербургской публике звезда -- бас Рене Папе. В прошлом году на фестивале он так пел Гурнеманца в «Парсифале», что я буквально вскричал: «Почему бы ему не петь и все остальное?» «Это нас разорит», -- отвечали в театре. К счастью, деньги все-таки нашлись -- и на Рене Папе (на сей раз предстоит наслаждаться его королем Филиппом в «Дон Карлосе»), и на два первостатейных сопрано -- Рене Флеминг и Марию Гулегину. Первая уже выходила на мариинскую сцену в гала-концерте по случаю 300-летия города, вторая на ней дебютирует в партии Абигайль в «Набукко».
Все эти вокальные яства призваны служить основной стратегии нынешних «Звезд»: развлекая, поучать. Фестиваль посвящен столетию со дня рождения Дмитрия Шостаковича и представят грандиозную панораму творчества композитора. Кроме имеющихся в репертуаре опер и балетов будут исполнены все 15 симфоний -- и популярные, и редко звучащие и совсем не снисходительные к слушателю. Как заявил на пресс-конференции Валерий Гергиев, «наша функция -- просветительская. Я сказал оркестру: Первая симфония -- блестящая, а Вторая успеха иметь не будет, но играть ее все равно надо здорово». Здорово, хочется верить, и сыграют -- шостаковичевским циклом продирижирует команда мечты: Кристоф Эшенбах, Марис Янсонс, Эса-Пекка Салонен, Пааво Ярви и, само собой, Гергиев. Последнюю симфонию представит сын Шостаковича Максим, под чьим управлением прошла некогда ее мировая премьера. Основная нагрузка ляжет на оркестр Мариинского театра, но Первая и Четвертая симфонии достались Лондонскому симфоническому оркестру, чьи гастроли -- как бы ауфтакт маэстро Гергиева перед вступлением на пост его руководителя.
В симфонических программах примут участие пианисты Ефим Бронфман и Цимон Барто -- завсегдатаи «Звезд», и Денис Мацуев, прежде на них не игравший. Монографический Шостакович-концерт дадут «Солисты Москвы» под предводительством Юрия Башмета.
Театральная часть афиши представляет новинки сезона, но собственно фестивальная премьера -- одна: «Золотой век» Шостаковича (который Гергиев назвал «загадочной партитурой»). Хореограф Ноа Д. Гелбер и сценограф Зиновий Марголин на пресс-конференции прибавили загадок: это-де будет и про прошлое, и про настоящее, действуют и европейцы, и русские, что такое «золотой век», каждый понимает по-своему и т.д. Единственная определенность: балет не имеет никакого отношения к спектаклю Кировского театра 30-х годов. Кто танцует -- также неведомо. Зато известно, что в другом балете на музыку Шостаковича -- «Ленинградской симфонии» -- впервые выйдет Ульяна Лопаткина.
«Звезды белых ночей» -- последнее крупное мероприятие, которое пройдет в историческом здании Мариинского театра. В январе оно закроется на реконструкцию, труппам предстоит работать на временных площадках, но уже в мае 2008-го, как обещает художественный руководитель -- директор и по совместительству Председатель земного шара В.А. Гергиев, ремонт будет окончен.
Дмитрий ЦИЛИКИН, Санкт-Петербург