|
|
N°79, 11 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В Италии в бой идут одни старики
Вчера собранию выборщиков в Италии с четвертой попытки удалось избрать президента страны. Им стал 81-летний Джорджо Наполитано. Напомним, что политический кризис в Италии вышел на новый виток после того, как действующий президент страны 85-летний Карло Адзелио Чампи все-таки отказался остаться во главе государства еще на семь лет. Это создало угрозу затягивания «междуцарствия», когда правительство бывшего премьер-министра Сильвио Берлускони сдает дела, а правительство победителя недавних парламентских выборов Романо Проди еще не сформировано. Дело в том, что президент в Италии принимает отставку уходящего правительства и дает новому премьеру мандат на формирование его кабинета.
Президента в Италии избирали 1009 человек -- члены нижней палаты парламента и сената, а также представители регионов. Голосуют выборщики за президента так, как кардиналы голосуют за нового папу: иногда по многу раз, до тех пор, пока не выявится достойнейший. Для победы в первых трех голосованиях кандидату нужно набрать две трети голосов (673 голоса). Если же и на третий раз две трети не удается набрать никому, на четвертом голосовании планка снижается до 505 голосов. Вчера состоялось это четвертое голосование.
Планку и в самом деле пора было снижать, поскольку собрание выборщиков, как и парламент, расколото на сторонников и противников бывшего премьера Сильвио Берлускони, проигравшего парламентские выборы в начале апреля. Правые во главе с Берлускони контролируют голоса 460 выборщиков. Левые во главе с бывшим председателем Еврокомиссии Романо Проди -- 541 голос. До контрольного пакета в 673 голоса не дотягивают оба лагеря.
Поиск компромиссной фигуры привел Романо Проди к Джорджо Наполитано -- пожизненному сенатору и многолетнему члену Компартии (после 1991 года реформирована и переименована в Партию демократических левых -- ПДЛ). Вторым возможным кандидатом назывался тоже левый -- нынешний лидер ПДЛ и недавний премьер-министр 60-летний Массимо Д'Алема. В конце концов Массимо Д'Алема признал лидерство Джорджо Наполитано, хотя до этого активно стремился к посту президента, упирая на свою молодость, -- он единственный кандидат в президенты, относящийся к послевоенному поколению.
Уже в самом этом факте отразилась одна из главных проблем сегодняшнего итальянского общества -- его стремительное старение (по среднему возрасту -- 42 года -- Италия занимает второе место по старости в большой семерке, уступая только Японии).
85-летний Чампи объяснил, что в таком зрелом возрасте ему трудно справляться с обязанностями президента, к тому же он не хочет нарушать традицию, по которой итальянские президенты никогда не оставались на посту два срока подряд. Между тем по меркам итальянской политики 85 -- это вовсе не предел. Бывший премьер Джулио Андреотти недавно отметил 87-й день рождения, но это не помешало парламентариям выдвинуть его кандидатуру на пост председателя сената. Правда, Андреотти отказался от чести быть выдвинутым на этот пост. Словом, 69-летний Берлускони и 66-летний Проди на этом фоне выглядят зелеными юнцами. «Италия стала геронтократией, властью стариков», -- констатирует международное издание «Интернешнл геральд трибюн».
Картина итальянского парламента после апрельских выборов -- унижение для правых. Нереформированный коммунист Фаустино Бертинотти возглавил итальянский сенат, а теперь вот еще один экс-левак становится президентом. Даже Ватикан выразил через свою газету «Оссерваторе романо» легкое беспокойство этим фактом. Возможно, откат к левым -- результат не во всем удачного пятилетнего правления Берлускони.
«Основа правой коалиции -- это фигура Берлускони, -- говорит «Времени новостей» профессор Института Европы РАН Юрий Рубинский. -- И многие итальянцы ассоциируют себя с ним, хотя его облик не назовешь идеальным. Но победа Проди на выборах свидетельствует: недовольство Берлускони со стороны образованной части общества растет».
Совершенно очевидно, что правительство Проди будет слабым: ему будет противостоять мощная оппозиция во главе с Берлускони, а поскольку при 38 млн избирателей левые победили с перевесом приблизительно в 25 тыс. голосов, Проди будет опираться на очень хрупкое большинство в парламенте (в сенате его поддерживают 158 сенаторов, а Берлускони -- 156). Романо Проди уже обрисовал свою стратегию политического выживания: «Я объяснил союзникам, что если коалиция развалится, у меня не будет другого выбора как обратиться вновь к избирателям и объявить новые выборы. Никто, однако, не хочет терять работу и уступать власть, которую уже приобрел». Подобный прагматизм бывшего председателя Еврокомиссии, намеренного использовать страх депутатов потерять привилегии, делает картину итальянской политики еще более неприглядной: по мнению большинства европейских изданий, это «сплошной конфуз».
Дмитрий БАБИЧ, Russia Profile, -- для «Времени новостей»