|
|
N°185, 09 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жадность губит
Сегодня в Оренбурге пройдет первое заседание президиума Государственного совета нового, уже третьего по счету созыва. Темой заседания станет обсуждение итогов прошедшего сельскохозяйственного сезона и некоторые планы на сезон будущего года. Новые члены президиума потихоньку обживаются в новом качестве. Как это уже стало традицией, каждый из семи приближенных губернаторов выбрал себе тему, подготовкой к обсуждению которой он намерен заниматься. Так, глава Ленинградской области Валерий Сердюков намерен подготовить документы по созданию нормативной базы для деятельности малого и среднего бизнеса, его коллега из Челябинска Петр Сумин озабочен проблемами спорта и здоровья нации. Президент Северной Осетии Александр Дзасохов займется одной из самых болезненных на сегодня тем -- возрождением Северного Кавказа, а глава Магадана Валентин Цветков -- Крайнего Севера. Но всех опередил президент Мордовии Николай Меркушкин. Возглавляемая им рабочая группа уже подготовила документы по проблемам сельского хозяйства. Именно их и будут обсуждать сегодня в Оренбурге.
Оренбург для первого выездного заседания выбран не случайно. 10 октября президент намерен обсудить с губернаторами итоги небывалого урожая и определить виды на урожай будущего года. Оренбург же занимает седьмое место в России по количеству производимого зерна и одно из первых по уровню интегрированности сельского хозяйства. До разговора с губернаторами президент намерен посетить два флагмана местной сельхозпромышленности. Хлебокомбинат, в состав которого входит несколько колхозов, и молкомбинат, также состоящий из нескольких ферм.
Губернаторы же, судя по всему, будут просить у президента денег. О том, сколько и на что именно, подробно рассказал нашему корреспонденту Анфисе ВОРОНИНОЙ губернатор Алтайского края Александр СУРИКОВ.
-- Сегодня состоится выездное заседание президиума Госсовета, посвященное АПК. О чем главы аграрных регионов намерены просить президента?
-- Оснащение крестьянина современной техникой с использованием лизинговых схем -- это главнейшая задача. Мы не просим, чтобы государство полностью брало это на себя; края и области добавят, сами крестьяне добавят. 5,5 млрд, заложенные в российском бюджете на сельхозлизинг, -- это крайне мало, потому что обычный комбайн «Енисей» стоит около 1 млн руб., я уж не говорю о тракторах, автомобилях, сеялках, веялках.
Вторая задача -- принять закон о финансовом оздоровлении сельского хозяйства. Под принятую правительством программу реструктуризации долгов АПК подпадут в лучшем случае 5% сельхозпроизводителей. Если крестьянин много лет был не в состоянии платить налоги, то расчет на то, что через несколько лет он начнет выплачивать, да еще и старые долги вернет, -- это абсурд. Жадность губит. Жадность Минфина в данном случае, наверное.
-- Вы предлагаете списать все эти долги?
-- Я предлагаю принять закон о финансовом оздоровлении сельского хозяйства. Есть долги 1992--1994 гг., которые крестьяне, прямо скажем, не в состоянии вернуть. Их надо списать. Есть задолженность по товарным кредитам 1995--1996 гг., когда натурой выдавали топливо по цене в два раза большей, чем на рынке. Есть серьезные долги в бюджеты всех уровней. Мы, например, безбоязненно идем на списание. Мы говорим крестьянину: «Милый, ты мне должен 10 млн, если ты их направляешь на собственное переоснащение, закупаешь технику, новое поголовье, мы тебе их списываем». Так же должно подойти и правительство.
Третий вопрос -- разумное текущее кредитование крестьянина. В этом году был удачный опыт субсидирования процентной ставки по кредитам для сельхозпроизводителей, в федеральном бюджете на это было заложено 1,2 млрд руб. Эту практику надо продолжить, и увеличить сумму на будущий год до 2,5 млрд.
Необходимо, безусловно, длительное кредитование. Оно пока в принципе отсутствует, 3--5-летних кредитов просто нет.
Помимо этого есть еще и вопрос плодородия почв (хотелось бы, чтобы финансирование этих работ делили крестьянин и государство), повышение урожайности. Крестьянин, получив помощь власти, сможет более эффективно работать, получит прибыль. Все сырье сельского хозяйства попадает на перерабатывающие предприятия, от которых государство получает громадную отдачу в виде налогов. Хотелось бы, чтобы мы об этом поговорили на заседании президиума Госсовета и чтобы президент затем озвучил это как стратегические задачи.
-- Министерство сельского хозяйства прогнозирует урожай зерна в России в 82 млн тонн. Как вы оцениваете урожай этого года в вашем регионе?
-- В Алтайском крае второй год подряд нормальный урожай, и мы будем третьими в РФ по валовому сбору. У нас будет более 5 млн тонн зерна в амбарном весе, в бункерном -- 5,5--6 млн тонн.
Но урожай мог бы быть лучше. К сожалению, в последние годы до минимума сведено внесение минеральных удобрений, использование гербицидов. Очень велики потери зерна при уборке: во-первых, мало техники, и нагрузка на комбайн в два раза выше нормы. Во-вторых, велики потери из-за сроков уборки: мы убираем уже месяц, раньше успевали за две недели. Техника постарела, много зерна выпадает на землю -- так мы теряем 10--15% урожая.
-- Многие эксперты прогнозируют существенное снижение урожая в следующем году. Вы согласны с такими прогнозами?
-- Действительно, по предварительным прогнозам следующий год не будет таким благоприятным, как этот. Но урожай зависит от многих факторов, и если мы поработаем с почвой, то погодные явления не так страшны.
-- Вы сказали, что ситуация с техникой тяжелая. Действенен ли лизинговый механизм?
-- Другого пути, кроме как брать технику в лизинг, нет. Поставки техники -- это главная тема для сельского хозяйства России. Алтай в свое время имел 25 тыс. зерноуборочных комбайнов, сеял зерна 5,5 млн га. Сегодня у нас 11 тыс. зерноуборочных комбайнов, но сеем мы 3,7 млн га. И наращиваем посевы через «не могу».
Проблема в том, что реального механизма поставок техники до сих пор нет. Когда сегодня обсуждается агролизинг, речь идет о чем угодно, кроме того, чтобы реально запустить систему. Нужно же двигаться. Год заканчивается, бюджетом определено 5,5 млрд -- ни копейки не попало крестьянину, ни одной единицы техники не куплено. Сейчас мы боремся, чтобы в бюджете следующего года эта статья не исчезла вообще.
-- В этом году впервые планируется осуществить товарно-закупочные интервенции на рынке зерна. С вашей точки зрения, смогут ли интервенции стабилизировать положение?
-- Большая часть зерна находится в теневом обороте -- 65--70%. У регионов нет сил кредитовать урожай зерна. Получается, что это делают мелкие компании, которые потом уводят зерно непонятно куда. В России нет даже биржи. Интервенционные закупки до сих пор не осуществлены. Выделенные на интервенции 2 млрд руб., которые с начала года где-то валяются, -- это очень мало, они не решат вопрос. Объем зернового рынка в этом году составит 150--200 млрд руб., так что 2 млрд -- это ничто. Надо создать или одну мощнейшую зерновую биржу, чтобы зерно продавалось вчистую, или две -- одну в западной части, другую -- за Уралом. И на бирже государство могло бы проводить интервенционные закупки.
Беседовала Анфиса ВОРОНИНА