Время новостей
     N°185, 09 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.10.2001
Бензиновый сговор
Северо-Западный арбитраж поддержал антимонопольщиков
Операторы топливного рынка Санкт-Петербурга два года назад вступили в картельный сговор, чтобы вызвать взлет цен и получить дополнительную прибыль. К такому выводу пришел вчера Северо-Западный федеральный арбитражный суд, отклонивший кассационную жалобу шести питерских нефтетрейдеров, которые добивались отмены санкций территориального управления Министерства по антимонопольной политике (ТУ МАП), оштрафовавшего владельцев АЗС суммарно на 10 млн рублей.

В конце апреля 1999 года розничные цены на питерских бензоколонках в течение нескольких дней взлетели в 1,8--3 раза. Это дало старт всероссийской цепной реакции подорожания бензина. Ситуацией сразу же заинтересовалось ТУ МАП, которое возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства. Результаты уже первой недели расследования позволили руководителю управления Олегу Коломийченко сделать вывод о том, что «синхронный рост цен был вызван особенностями конкурентной борьбы, а не профилактическими ремонтами на нефтеперерабатывающих заводах, повышением налогов, форсмажорными обстоятельствами либо изменениями законов и правил игры на рынке». Антимонопольщики посчитали, что нефтетрейдеры решили получить дополнительную прибыль, а заодно задавить более мелких конкурентов. Один из основных аргументов г-на Коломийченко заключался в том, что в самый острый период кризиса топливо исправно завозилось в город, но, по данным МАП, придерживалось трейдерами или реализовывалось по завышенным ценам.

Операторы в свое оправдание говорили о том, что на внутреннем рынке России в апреле--мае 1999 года невозможно было купить топливо -- все шло на экспорт. Однако эти доводы не были услышаны. Питерское ТУ МАП констатировало, что в ценовой топливный сговор вступили девять городских нефтетрейдеров -- «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», «Shell АЗС», «Балт-Трейд», две структуры Петербургской топливной компании, «Фаэтон», «Транссервис», «Киришиавтосервис» и Невская топливная компания. Антимонопольное ведомство наложило на них штраф в размере 10 млн руб. -- именно такой, по мнению ТУ МАП, была незаконно полученная операторами прибыль.

Нефтетрейдеры обратились в арбитраж. Судебная война шла с переменным успехом, пока в прошлом году апелляционная инстанция арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области не приняла позицию МАП. Операторам пришлось выплатить штраф. «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», «Shell АЗС» и «Балт-Трейд» на этом успокоились, а остальные шесть «заговорщиков» решили добиваться отмены решения МАП и возврата денег из госказны.

Вчера в их споре с МАП была поставлена точка -- окружной арбитражный суд отклонил кассацию нефтетрейдеров, признав правоту МАП и де-факто установив, что весной 1999 года между бензиновыми операторами Санкт-Петербурга все-таки произошел ценовой сговор.

Часть трейдеров намерена идти до конца и обжаловать решение в Высшем арбитражном суде. Но в МАП убеждены, что никаких шансов на отмену решения и возврат денег у владельцев АЗС уже не осталось, так как они не смогли доказать в суде, что рост цен был вызван исключительно экономическими предпосылками.

Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург