|
|
N°185, 09 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Молчание о ракете
В расследовании трагедии российского Ту-154 уже почти все известно, но делать заявления готовы только украинские зенитчики
Новая группа гражданских и военных экспертов прибыла вчера в Сочи, где продолжается расследование причин катастрофы самолета Ту-154, упавшего в Черное море 4 октября. Именно их мнение и должно стать решающим для окончательных и принципиальных выводов всей госкомиссии во главе с секретарем Совбеза Владимиром Рушайло, члены которой уже второй день обещают сказать «последнее слово», но каждый раз этого не делают. Военные должны исследовать найденные на поверхности моря фрагменты самолета и, как их пока называют, «предметы, не относящиеся к конструкции лайнера», извлеченные из его обломков и тел погибших пассажиров.
Последние два дня ведущие расследование трагедии гражданские специалисты открыто признают, что считают приоритетной -- причем с большим отрывом от всех других -- версию об уничтожении лайнера российской авиакомпании «Сибирь» ракетой, выпущенной из зенитного комплекса С-200 во время учений сил ПВО Украины. Известно, что во многих фрагментах потерпевшего катастрофу Ту-154 имеются сквозные отверстия, которые могли образоваться в результате поражения самолета ракетой, точнее -- начинкой боеголовки в виде стальной «шрапнели», разлетающейся в момент взрыва оказавшейся у цели ракеты. Кроме того, уже в последние дни эксперты на некоторых найденных вещах, иногда даже принадлежавших пассажирам, нашли прилипшие капельки расплавленного в момент катастрофы металла. Все вместе это говорит против возможности теракта, и однозначно -- за «ракетную версию».
Правда, вчера украинская сторона (представители которой, кстати, возглавили в госкомиссии группу военных экспертов) очередной раз категорически опровергла связь между проводившимися учениями ПВО и взрывом самолета. Главнокомандующий войсками ПВО Владимир Ткачев на специально созванной пресс-конференции заверил всех, что попадание ракеты С-200 в летящий в стороне пассажирский лайнер «практически невозможно». И попытался это доказать, описывая принцип действия противоракетных комплексов, -- сколько нужно радаров слежения и «подсветки» цели, как они должны взаимодействовать, на каких частотах и т.д. Однако опровергать то, что ракета теоретически могла долететь до лайнера и что следы на обломках очень похожи на взрыв зенитной ракеты, генерал не стал.
Пока же эксперты спорят, спасатели ко вчерашнему дню практически завершили поисковую операцию на месте аварии. В море поднялся шторм, и работы отложили до улучшения погоды. Впрочем, тогда шансов что-то найти останется еще меньше, но 12 участвующих в операции судов на всякий случай решено оставить в этом районе. Тем временем число родственников погибших 66 пассажиров и 12 членов экипажа, прибывших в Сочи для опознания тел, достигло почти 200 человек. Это граждане и России, и Израиля. Из 15 поднятых с поверхности моря тел на вчерашний день были опознаны 14. Вчера же первая группа родственников была доставлена на теплоходе на место падения самолета. Люди опустили на воду венки из живых цветов. В огромном Черном море венки казались такими маленькими...
Игорь ГЛАНИН, Сочи, Александр РАСКИН