|
|
N°185, 09 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Генерал и не его армия
Военная акция США дорого обойдется президенту Пакистана
Соломенное чучело генерала Первеза Мушаррафа -- военного правителя Пакистана, недавно объявившего себя законным президентом, -- сожжено вчера во время шеститысячной демонстрации в городе Чаман на границе Афганистана и Пакистана. Начало американской операции возмездия против талибов может взорвать ситуацию в Пакистане, стране, значительная часть населения которой сочувствует соплеменникам и единоверцам в соседнем государстве. Отвернувшись от друзей-талибов, Исламабад приобрел не только мощного заморского покровителя в лице США (нелегитимный диктатор в одночасье превратился в главного регионального союзника), но и кучу врагов, в том числе и внутри страны. The Economist сообщает: «Генерал Мушарраф признает, что дни талибов сочтены. Не исключено, что и его тоже».
Ровно два года назад, 12 октября 1999 года, тогдашний главнокомандующий Мушарраф сверг премьер-министра Наваза Шарифа. Военные были разгневаны «предательством» Шарифа, который согласился на требование президента США Клинтона вывести войска из индийского Кашмира. Учитывая грустный опыт предшественника, Мушарраф принял меры по укреплению позиций в армии. В конце минувшей недели он на неопределенный срок закрепил за собой пост главнокомандующего. После этого президент произвел сложные перемещения в высшем генералитете, ослабив позиции консерваторов, которые помогли ему избавиться от Шарифа.
С формальной точки зрения ни один из старых друзей обижен не был. К примеру, генерал Мохаммад Азиз Хан получил должность председателя комитета начальников штабов, которую до недавнего времени занимал сам Мушарраф. Но в отличие от армии США в пакистанских вооруженных силах эта должность носит церемониальный характер. Остается на посту заместителя командующего генерал Музаффар Хусейн Усмани, сыгравший ключевую роль в возвышении Мушаррафа. Но и он утратил реальную власть -- его обошел прозападно настроенный друг Мушаррафа генерал Мохаммад Юсуф. В ближайшее время президент продолжит расставлять на ключевые армейские посты кадры, лояльные новому проамериканскому курсу.
Говорят, что на пенсию досрочно отправляют генерального директора межведомственной разведки (ISI) генерала Махмуда Ахмеда, якобы воспротивившегося идее помочь США в разгроме талибов. Пару недель назад он возглавлял пакистанскую делегацию в Кандагаре на переговорах о выдаче Бен Ладена. Талибы вообще считаются детищем ISI, пытавшейся расширить сферу военно-политического влияния Исламабада за счет установления дружественного режима в Кабуле. Зарубежные аналитики также полагают, что в составе ISI есть секретный отдел, работающий над подавлением оппозиционных партий и сепаратистских движений внутри страны руками религиозных мусульманских организаций, которые сейчас грозят выйти из-под контроля военных.
Смена руководства ISI и перетряски в военной верхушке свидетельствуют о целенаправленной попытке Мушаррафа разорвать связи между воинствующими исламскими группировками и силовыми структурами, способными восстать против его власти. Не случайно в день начала американской операции под домашний арест был помещен лидер экстремистской исламской группировки «Улема-э-ислами» мулла Фазлур Рахман, главный организатор массовых проталибских демонстраций. Вчера его ненадолго выпустили, после чего вновь взяли под охрану. Судя по всему, пакистанская элита готова консолидироваться вокруг Мушаррафа -- слишком уже велико разочарование режимом талибов, высосавшим из тощего кошелька Исламабада значительный объем ресурсов, но принесшим в обмен одни лишь неприятности в отношениях с мировым сообществом.
Смена кадров и изоляция исламистов могут помочь Мушаррафу сохранить политическую стабильность в стране. Но перед ним стоит третья, самая страшная угроза. Это сами талибы. Исламабад не зря так тревожится по поводу наплыва беженцев -- их эмоциональные рассказы о войне и религиозный энтузиазм могут разжечь среди пакистанцев пламя большой гражданской войны. Лидеры талибов уже рвутся в Пакистан. По сведениям еженедельника Far Eastern Economic Review, мэр и исламские судьи Кандагара покинули посты и смешались с простыми беженцами. Не имея возможности и желания рисковать жизнью в неравной борьбе с армией США, талибы могут попытаться сыграть на обострение внутренней ситуации в Пакистане, чтобы перенести свой режим из Кабула в Исламабад. Альянс талибов с консервативной частью армии и разведки вкупе с пакистанскими исламистами способен похоронить власть Мушаррафа вместе с его новым политическим курсом. В этом случае международной антитеррористической коалиции придется иметь в качестве противника уже не разрушенный и отсталый Афганистан, а 140-миллионную ядерную державу.
Александр ТИМОФЕЕВ