Время новостей
     N°78, 05 мая 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.05.2006
Бешеные бабки
ФАС признала виновными в ажиотажном спросе на соль СМИ и старушек
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) завершила расследование причин внезапного ажиотажного роста спроса на соль, возникшего в ряде регионов России в феврале нынешнего года. Нарушений антимонопольного законодательства производителями и оптовиками ФАС не обнаружила: по словам заместителя руководителя ФАС Андрея Цыганова, причины роста спроса в основном психологические.

Всего россияне съедают за год 1,5 млн тонн соли. Необъяснимый рост спроса на соль в первую очередь вызвал подозрения в сговоре производителей. Рынок соли, по определению ФАС, умеренно-концентрированный, семь российских производителей обеспечивают примерно половину потребности россиян в соли, еще половину дают украинские и белорусские поставщики. По результатам расследования ФАС, ни синхронного повышения цен в начале года, ни существенного снижения поставок не наблюдалось.

В январе 2005 года было произведено 24,7 тонны соли, в январе 2006-го -- 20 тыс. тонн, что, по словам Андрея Цыганова, несущественно для рынка. Не было замечено сокращения импортных поставок соли, таможенный фактор тоже не мог сыграть своей роли, утверждает г-н Цыганов. Соль облагается 5-процентной таможенной пошлиной, однако в отношении украинских и белорусских производителей она не применяется.

Крупные оптовые покупатели также не нарушали антимонопольного законодательства, как выяснила Федеральная антимонопольная служба. В феврале оптовиками было отпущено в магазины в десять раз больше соли, чем обычно, единственный случай завышения цен в оптовом звене зафиксирован в Тюменской области. Не вмешивались в регулирование рынка и представители региональных администраций, у которых возведение барьеров на вывоз «дефицитных товаров» традиционно присутствует в арсенале средств борьбы с возможным дефицитом с начала 90-х годов прошлого века.

Существенный рост цен возник лишь на этапе розницы, считают в ФАС. Но этот факт не имеет отношения к антимонопольному законодательству, подчеркивает Андрей Цыганов. «Рынок сильно конкурентен, и основную роль в росте цен сыграло индивидуальное поведение продавцов, мотивированное «предпринимательским чутьем», -- пояснил чиновник.

"К сожалению, смягчить ажиотажный спрос на товары первой необходимости зачастую не в силах государственной власти, вмешательство ФАС в рынки высокой конкурентности очень ограниченно", -- с сожалением констатировал Андрей Цыганов. При этом, по его словам, не последнюю роль в «солевом кризисе» сыграли и СМИ. «Люди очень внушаемы, они читают, слушают и смотрят, склонность создавать ажиотажный спрос генетически заложена в некоторых категориях граждан, в старушках, которыми подобные слухи легко материализуются», -- утверждает представитель ФАС.

При всем этом содержание «соляных» слухов, на взгляд чиновника ФАС, было крайне нелогичным. Ведь хотя соль и относится к товарам первой необходимости, но удельный вес расходов на этот товар в бюджете большинства семей составляет десятые доли процента.

"Периодически возникают идеи введения списков товаров первой необходимости, на которые нельзя будет повышать цены, или предельных торговых надбавок в рознице, и решениями местных органов власти в некоторых регионах ограничения для розницы действуют, -- отметил Цыганов. -- Но это не выход из ситуации. Невозможно контролировать десятки тысяч производителей, к примеру, сливочного масла, которое они, в свою очередь, реализуют в сотнях тысяч розничных торговых мест".

Несмотря на некоторый комизм «соляной» истории, в теории антимонопольного регулирования описано немало случаев, когда нарушения закона возникают на локальных и очень концентрированных рынках вроде рынка минеральных удобрений, химической промышленности, машиностроения, где производят «промежуточные» компоненты, доля которых в конечном продукте очень невелика. Но на сей раз, по мнению Федеральной антимонопольной службы, такая теория на практике не подтвердилась.

Ирина СКЛЯРОВА