|
|
N°77, 04 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бремя столицы
Берлин не хочет быть банкротом, а хочет попасть в конституцию
В эти дни в германском федеральном конституционном суде проходит процесс по иску Берлина, с помощью которого город пытается истребовать дополнительные финансовые средства от федерального правительства. Немецкая столица обладает статусом самостоятельной федеральной земли и является полноправным субъектом федерации. Берлин относится к числу земель -- получателей финансовой помощи от федерального центра и богатых земель-доноров, таких, как Бавария или Баден-Вюртемберг.
Ежегодно из центрального и донорских земельных бюджетов Берлину на исполнение функций столицы отчисляется 3,5 млрд евро. Городское правительство требует существенного увеличения этой суммы. Берлинский сенат рассчитывает на дополнительные финансовые вливания в размере 35 млрд евро. Центральные власти со своей стороны наотрез отказываются это делать, указывая на то, что Берлин сам должен выпутываться из финансовых проблем. Десятилетие со времени объединения города его правительство возглавляли христианские демократы, которых новые власти главным образом и винят в нынешнем бедственном положении берлинских финансов. С 2001 года к власти в берлинском правительстве пришла "красно-красная коалиция" социал-демократов (СДПГ) и восточноберлинской партии демократического социализма (ПДС), которая считается наследницей хонеккеровской СЕПГ.
Проблемы столицы Германии достаточно серьезны. Выступивший на днях правящий бургомистр Берлина социал-демократ Клаус Воверайт сказал, что город все больше становится "общегерманским домом бедноты". К настоящему времени сумма городского долга достигла 60 млрд евро, и собственными силами эту долговую гору Берлину не одолеть. "Республика не может бросить Берлин на произвол судьбы", -- заявил г-н Воверайт на открытии процесса в конституционном суде. Однако до сих пор подобные эмоции берлинских градоначальников делу не помогали. Только на обслуживание своего долга город-банкрот ежегодно тратит 2,4 млрд евро. При этом налоговые поступления не покрывают и половины городского бюджета, размер которого составляет 21 млрд евро. Бюджетный долг в пересчете на одного жителя столицы превышает 17 тыс. евро.
Любопытно, что бюджетная задолженность Берлина со времени его воссоединения выросла в шесть раз. В "старой ФРГ" Западный Берлин был фасадом процветающего западного мира, и Бонн не слишком ограничивал финансовые аппетиты его политиков. Равно как и столица ГДР Восточный Берлин находилась у республики рабочих и крестьян на особом довольствии. Большинство привилегий, привычных обеим частям города, исчезло с падением стены.
Летом 1994 года политико-экономический хаос переходного периода, когда требовалось слить воедино восточную и западную части Берлина, был несколько сдержан договором о финансировании столицы, который заключили федеральное правительство и городской сенат. Согласно этому документу правительство Германии предоставило столице 1,3 млрд германских марок. Эти деньги были предусмотрены на ряд транспортных проектов, культуру, а также "особые столичные расходы". В последующие годы Берлину удалось выбить у центра еще немного денег на развитие культуры (10,2 млн евро в год), а также на укрепление безопасности -- после событий осени 2001 года.
Тем не менее городские власти по старой привычке продолжали жить на широкую ногу, вкладывая деньги в "престижные проекты", которые на деле оборачивались лишь дополнительными убытками. Так, в надежде на наплыв фирм-инвесторов в середине 90-х годов в столице было построено 100 тыс. новых квартир, большинство из которых до сих пор пустует. Напротив, некоторые крупные предприятия, такие, как электронный концерн Siemens, перебравшийся в Мюнхен, покинули Берлин именно после воссоединения, когда были отменены налоговые поблажки, десятилетиями существовавшие в Западном Берлине. При этом городской управленческий аппарат многие годы после слияния обеих частей Берлина продолжал сохранять дублирующие друг друга структуры, в которых были заняты многие тысячи чиновников. Во многом финансы "города-государства" подкосил крупный финансово-коррупционный скандал, разгоревшийся в конце 90-х годов в недрах банка Berliner Bankgesellschaft, находившегося наполовину в земельной собственности.
Правящий бургомистр Воверайт, который и явился инициатором иска Берлина против ФРГ, сказал на открытии процесса, что сейчас столица затянула пояс экономии "до хрипоты". В последнее время была сокращена треть всего аппарата столичных чиновников, коих теперь стало 144 тыс. У оставшихся городских чиновников урезаны оклады и всевозможные надбавки. Градоначальник прекрасно отдавал себе отчет в том, что на успех своей судебной тяжбы против центральной власти он сможет рассчитывать лишь в том случае, если конституционный суд убедится в последовательности и эффективности намеченных мер экономии. Впрочем, как считают эксперты, одного этого для высшей судебной инстанции Германии может оказаться недостаточно. Суду для принятия решения в пользу Берлина будет необходимо убедиться в том, что этот город ввиду своего финансового банкротства больше не в состоянии исполнять функции столицы в соответствии с конституцией.
На вопрос, в чем они состоят, сегодня в Германии однозначно ответить не может никто. В основном законе вообще не прописано, что Берлин является федеральной столицей. Лишь в Договоре об объединении от 31 августа 1990 года было сказано, что столицей Германии является Берлин, а год спустя бундестаг принял решение, согласно которому этот город стал также местом пребывания федерального парламента, правительства и его учреждений. Нынешний правящий бургомистр Клаус Воверайт выступил с требованием конкретизации статуса столицы. Для этого он предложил дополнить соответствующими положениями ст. 22 основного закона Германии. На сегодня она выглядит довольно скромно: "Федеральным флагом является черно-красно-желтый". Согласно мнению г-на Воверайта, в главном документе республики должны содержаться указания на то, что Берлин является местом пребывания президента, парламента и правительства. Правящий бургомистр считает необходимым зафиксировать в конституции следующее требование: "Федеральный центр компенсирует Берлину необходимые расходы на особые финансовые нагрузки, обусловленные статусом столицы".
Юрий ШПАКОВ, Берлин