|
|
N°77, 04 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Карабах: почему пока невозможен прорыв к миру?
Вокруг Нагорного Карабаха (НК) нарастает спор: поддается ли этот сложнейший конфликт мирному решению, либо азербайджанцы и армяне обречены на новое кровавое истязание друг друга и самих себя. К годовщине перемирия оппоненты вновь выдадут пропагандистские залпы. Прекращение огня, установленное 12 мая 1994 года при посредничестве России, остается единственным реальным достижением мирного процесса, перешедшего в руки Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). 12 лет переговоров пока не принесли результатов, кроме относительного сохранения этого перемирия.
2006 год, обещавший быть сравнительно спокойным в политической жизни Азербайджана и Армении, породил иллюзии прорыва к урегулированию. Но встреча президентов Ильхама Алиева и Роберта Кочаряна во французском замке в Рамбуйе 10--11 февраля этого года подтвердила, что завышение ожиданий чревато разочарованиями. Тем не менее необходимо продолжить поиски мирного решения.
Общепризнанная главная особенность застарелого и ожесточенного конфликта -- глубокое взаимное недоверие армян и азербайджанцев. Недоверие к противной стороне, опасение столкнуться с обманом -- крутым вероломством или глухим саботажем -- заклинило стороны в неуступчивости. Они словно обречены на то, чтобы добиваться в первую очередь выполнения собственных требований: цель армян -- определение статуса НК, азербайджанцев -- освобождение семи оккупированных районов. В итоге убогий переговорный процесс вместо прагматичных «разменов» плодит тупик за тупиком.
Как снизить столь пагубное недоверие? Ведь оно не дает выйти на соглашения. И даже их подписание не обеспечит выполнения. Необходимы гибкость руководства, толерантность, прекращение раздувания им взаимной неприязни, контакты между разными структурами двух обществ. Но этого как раз и нет -- все наоборот.
И ничто столь эффективно не подпитывает недоверие, чем громыхание угрозами, разжигание ненависти. Первенство тут, вне сомнений, за Азербайджаном. Ереван и Степанакерт лишь спохватываются, как бы не отстать от Баку, где официальные лица постоянно угрожают решить конфликт силой.
На самом деле дилемма «мир или война» ложна -- разумной альтернативы мирному решению конфликта просто нет. И не только в силу гуманных ориентиров, а по упрямым законам логики, по раскладу сил в регионе, не слишком благоприятному для авантюр. Реальное соотношение сил еще долго не сулит быстрого успеха, а затяжная война убийственна. Ее глашатаям не видать виртуальной победы. Даже весьма сомнительный успех лишь передал бы эстафету противоборства иным поколениям.
Не будем говорить о неизбежном множестве жертв и беженцев, материальных потерь -- воителей этим не пронять. Но разве они не видят, что однозначно против продолжения вооруженного конфликта все: Россия, США, Франция, Евросоюз, СНГ, НАТО и многие другие? Надо ли это учитывать в реальной политике? Какому давлению подвергнется инициатор войны, еще ничего так и не достигнув? Вместо победы -- фиаско!
Председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Рене ван дер Линден намекнул на исключение из Совета Европы того государства, которое попытается решить карабахскую проблему силой. В Азербайджане это сочли угрозой в свой адрес, забыв, кто больше угрожает. Вступая в Совет Европы, Азербайджан и Армения обязались решить этот конфликт мирным путем, но Баку много лет открыто стращает всех войной. Что ж, отношение к принятым обязательствам -- «лакмусовая бумажка» состоятельности государства и его руководителей. То там раскручивают идею «гуманитарной» операции, то «контртеррористической», то блицкрига (скопировать бы разгром хорватской регулярной армией в августе 1995 года самопровозглашенного образования Сербская Краина!), то хотя бы короткой «встряски» боями. То вдруг хватились, как бы армяне не ударили на опережение. Фантазии многообразны, а суть одна -- силовой реванш.
В Баку непозволительно быстро забыли горький опыт 1992--1994 годов. Много говоря об оккупации своих земель, азербайджанцы так и не желают разобраться, как она возникла? Более того, это запретная тема, табу. А суть в том, что руководители Азербайджана годами пытались решить конфликт силой, уходя от прекращения военных действий, несколько раз срывая его. Помню нашу беседу с Гейдаром Алиевым в Баку 20 июля 1993 года, его срывающийся крик: «Задавим армян!» Отказ внять голосу разума и остановиться привел к потере семи районов. А теперь снова говорят: все отвоюем, мол, «любой ценой».
Призывы к реваншу вряд ли сработают. Они не побудят армян оставить «зону безопасности» вокруг НК и не обеспечат Азербайджану поддержку извне, скорее наоборот. Но не стоит списывать их на то, что они, мол, лишь для внутреннего потребления: все равно на это нет сил. Трубадуры войны не только обманывают народ, сеют вражду и уродуют психику новых поколений, но и уже несколько лет усугублением недоверия тормозят переход к решению спорных проблем, затягивают урегулирование.
Взвинчиванию напряженности служат также инциденты и жертвы на линии соприкосновения. Армяне твердят, что готовы выполнять соглашение между Азербайджаном, Арменией и Нагорным Карабахом от 6 февраля 1995 года, нацеленное на улаживание инцидентов и снижение потерь. Однако Баку и не выполняет соглашения, и отмалчивается. Как и ОБСЕ. Та вовсе не печется, чтобы ее единственное соглашение по Карабаху выполнялось, а при таком подходе периодические мониторинги не спасут от новых жертв и осложнений. Заслуживает осуждения и гонка вооружений, открыто культивируемая лично президентом Ильхамом Алиевым. И тут тоже можно лишь удивляться молчанию ОБСЕ.
Все это искусственные нагромождения, воздвигнутые правящими элитами на пути к соглашениям, поскольку даже взаимные уступки для них небезопасны. Избегая соглашений, элиты пытаются сохранить свои кресла за счет обоих народов. Внутриполитические расклады -- вот зачастую причины показного патриотизма и демонизации внешнего врага.
Продолжая поиски мира в Карабахе, важно реалистически выделить первоочередную задачу 2006 года -- похоронить юродивые помыслы силового решения конфликта. Без этого не продвинуться дальше. Взявшись разрешить конфликт мирно, ОБСЕ должна действовать четче, не стесняясь противостоять всему, что мешает ее миротворческой миссии: не проходить мимо угроз официальных лиц и воспевания гонки вооружений, мимо кровопролития на линии соприкосновения. Без избавления от культа силы даже прогресс на переговорах был бы зыбок. А обоим народам нужен прорыв к миру. Хотя бы в 2009 или в 2010 году! Иначе так и придется толочь воду в ступе.
Владимир КАЗИМИРОВ, посол, глава посреднической миссии России при установлении перемирия в Карабахе