|
|
N°78, 05 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Своя нефть и чужая демократия
Вице-президент США выяснит в Казахстане, что ему дороже
Сегодня вице-президент США Ричард Чейни в рамках своей шестидневной поездки по маршруту Вильнюс--Астана--Загреб прибывает в столицу Казахстана. И если его участие в проходившем в литовской столице саммите стран Сообщества "демократического выбора" было демонстрацией американской поддержки стран СНГ, занимающих по отношению к Москве фрондирующую позицию, то в Астане у г-на Чейни, видимо, будет несколько другая задача. Казахстан сегодня может претендовать на роль самого близкого союзника России на постсоветском пространстве. Но в то же время эта страна имеет стратегическое значение и для США. Обладая огромными запасами энергетического сырья, в освоении которых принимают участие крупнейшие американские нефтяные компании, Казахстан может рассматриваться Вашингтоном как геополитический плацдарм для распространения своего влияния в Центрально-Азиатском регионе.
В Астане Дику Чейни не с руки будет делать громкие заявления с критикой внешней и внутренней политики России, как это было в Вильнюсе. В Казахстане вице-президент США займется более тонкой настройкой, чтобы обеспечить интересы Вашингтона в отношениях с весьма непростым для него партнером.
Визит столь высокопоставленного представителя американской администрации в Казахстан в последний раз состоялся в 1993 году, тогда это был вице-президент США Ал Гор. А президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в последний раз посетил США и был принят в Белом Доме в декабре 2001 года. Шли первые месяцы американской военной операции в Афганистане, и Вашингтону было необходимо подключение Казахстана к возглавляемой США антитеррористической коалиции. В обмен на это Казахстану обещали содействие при вступлении во Всемирную торговую организацию, а также в его стремлении обеспечить доставку своих энергоресурсов на мировые энергетические рынки. Речь шла о только что введенном в строй нефтепроводе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и перспективе присоединении Казахстана к нефтепроводу Баку--Тбилиси--Джейхан (БТД).
Обо всем этом было сказано в совместном заявлении Буша и Назарбаева от 21 декабря 2001 года. Кроме того, президент Казахстана в этом заявлении пообещал «укреплять демократические институты и процессы, такие как независимые СМИ, местное управление, плюрализм, а также свободные и честные выборы», а еще обязался обеспечивать «универсальные права человека».
С тех пор Нурсултана Назарбаева больше в США не приглашали. Вашингтон недвусмысленно давал понять, что разочарован откатом демократических преобразований в Казахстане, сомнительными результатами парламентских и президентских выборов, преследованием оппозиции и независимых СМИ. Смущали Белый Дом и обвинения в причастности к коррупции членов высшего руководства Казахстана. Расследованием этих обвинений до сих пор занимается американское правосудие (судебный процесс по делу «казахгейт» должен завершиться до конца этого года).
Однако времена изменились. На днях влиятельная газета «Вашингтон пост» указала причину отхода США от принципов поддержки демократии. Дело в том, что «Россия активизирует усилия по восстановлению господства над бывшими советскими республиками, такими, как Азербайджан и Казахстан, и по вытеснению США из региона», а «российские государственные энергетические компании стремятся замкнуть на себя потоки энергоносителей и установить контроль над трубопроводами, электрораспределительными сетями и нефтеперерабатывающими заводами по всей Евразии». Газета ссылается на результаты недавнего визита в Москву президента Казахстана, в ходе которого он «подписал соглашение об удвоении экспортных поставок нефти через территорию России». Очевидно, что речь идет о строительстве второй очереди КТК.
Но здесь американская газета ошибается, никакого соглашения по этому вопросу пока не подписано. Нурсултан Назарбаев лишь озвучил в Москве достигнутую, по его словам, принципиальную договоренность с Владимиром Путиным об увеличении пропускной мощности КТК, по трубе которого нефть из казахстанского месторождения «Тенгиз» идет в российский порт Новороссийск, до 67 млн тонн в год. По сведениям «Времени новостей», полученным из информированных источников в Вашингтоне, именно вопросы, связанные с расширением КТК, а также стремление подтолкнуть Астану к решению присоединиться к идущему в обход России нефтепроводу Баку--Джейхан (проект БТД) и станут основным содержанием переговоров Чейни и Назарбаева.
В строительстве второй очереди КТК прежде всего заинтересованы американские нефтяные компании, работающие в Казахстане, им принадлежит почти половина акций консорциума (остальные доли распределены между Россией -- 24%, Казахстаном -- 19% и султанатом Оман -- 7%). Объемы нефти, добываемой американцами на месторождении Тенгиз (они вложили в его освоение уже больше 2 млрд долл.), вот-вот превысят мощности первой очереди КТК, по трубе которого сейчас прокачивается 32 млн тонн, из которых 6 млн (после врезки в Кропоткинской) являются российскими. Транспортировать же принадлежащую американцам нефть по другим маршрутам, таким, как БТД, оказывается дороже.
Понятно поэтому, что главными лоббистами расширения КТК являются высокопоставленные чиновники американской администрации. Приезжавший в марте в Москву министр энергетики США Самюэл Бодман, встречаясь с Владимиром Путиным, прямо поднимал этот вопрос. На что, по сведениям «Времени новостей», получил не менее прямой ответ: мол, Россия не станет поддерживать проекты, от реализации которых она, в отличие от США, практически не получает никаких дивидендов. Дело в том, что на сегодня доходы от транзита нефти по российской территории (600--700 млн долл. в год) согласно соглашениям между акционерами КТК, заключенным в первой половине 90-х годов, идут в основном на погашение кредитов, взятых на строительство этого трубопровода западными акционерами у западных же банков, а также на операционные расходы.
Тем не менее после этой встречи в Москве решили искать приемлемое для обеих сторон решение. А точнее, после встречи в Москве Путина и Назарбаева -- для трех сторон, включая Казахстан. Таким решением стало назначение на ротационной основе российского директора КТК, который станет оператором работ по расширению консорциума. На прошлой неделе им был назначен представитель ОАО «Зарубежнефть» Владимир Раздухов. Его компания получит возможность осваивать 1,6 млрд долл., выделенных акционерами КТК на строительство в течение двух лет 12 насосных станций (десять из них на территории России, две -- Казахстана). На этот подряд претендовала также компания «Транснефть», которая, по мнению экспертов, учитывая накопленный опыт аналогичных работ, могла сократить как время строительства, так и его стоимость. Впрочем, другие эксперты объясняют неучастие «Транснефти» проблемами, возникшими недавно у нее в связи с вынужденным изменением маршрута строительства нефтепровода Восточная Сибирь -- Тихий Океан. Но так или иначе «Зарубежнефть» станет теперь объектом пристального внимания акционеров КТК, которые в преддверии саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге не преминут вновь прибегнуть к лоббированию своих интересов американской администрацией, если в этом возникнет необходимость.
Что касается другой проблемы -- скорейшего присоединения Казахстана к БТД, которую, видимо, станет обсуждать Ричард Чейни в Астане, то технические вопросы соглашения между Казахстаном и Азербайджаном уже в основном согласованы. Остается получить только политическую «отмашку» от президента Назарбаева. Однако он не спешит ее давать, то ли оглядываясь на Москву (которая, впрочем, уже стала относиться к БТД как к реальности), то ли ожидая результатов торга с Вашингтоном в стремлении добиться от американцев еще большей терпимости к политическому режиму в Казахстане. Чего здесь больше, отчасти станет ясно по характеру дипломатической риторики, которой будут обмениваться сегодня президент Казахстана и его высокий американский гость.
Аркадий ДУБНОВ