|
|
N°76, 03 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Партнерство сквозь зубы
Брюссель направил в Москву энергописьмо
Неожиданное резюме перепалке, разгоревшейся в последнее время между «Газпромом» и Еврокомиссией, дал глава крупнейшего в Европе энергетического концерна E.ON Вульф Бернотат. «Я считаю, что споры вокруг «Газпрома» полностью преувеличены и раздуты. И, если честно, это абсолютная чепуха», -- без обиняков заявил он в интервью британской Financial Times. По его словам, вся трубопроводная инфраструктура «Газпрома» заточена под поставки газа на европейские рынки, которые и обеспечивают российской компании прибыльность бизнеса. Впрочем, российский концерн никогда и не говорил о том, что полностью переориентирует экспорт газа на новые рынки. Речь шла о новых объемах, которыми можно снабжать растущие потребности европейских стран, а можно более активно идти на новые рынки, в тот же Китай.
В самом Брюсселе, похоже, поняли, что повышенные тона и крепкие выражения в дискуссии с Москвой (в конце апреля глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу обратился к госдепартаменту США с предложением поддержать Европу в борьбе против России по проблеме газоснабжения, отметив, что «энергоресурсы постепенно становятся инструментом политического давления») ни к чему хорошему не приведут. И тоже перешли на «дипломатический» язык.
Вчера комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс и министр экономики Австрии (сейчас председательствует в ЕС) Мартин Бартенштайн написали российскому министру промышленности и энергетики Виктору Христенко проникновенное письмо. Первая часть послания, согласно пресс-релизу, полностью посвящена важности России как партнера, клятвам в верности заветам энергетического партнерства. А также опровержению подозрений Владимира Путина, что европейцы дискриминируют российские компании, которые стремятся работать на рынках ЕС.
Авторы письма осознают, что «Россия и «Газпром», в частности, были и остаются надежными поставщиками газа в Евросоюз». «Они согласны с тем, что долгосрочные контракты на закупку газа позволяют осуществлять крайне важные инвестиции в России, необходимые для обеспечения будущего спроса на газ», -- говорится в заявлении на сайте Еврокомиссии. В письме также отмечается, что ЕС и Россия находятся и должны оставаться в состоянии взаимовыгодной взаимозависимости. Хотя раньше Брюссель больше рассуждал на тему освобождения от зависимости от российских поставок газа (около 26% европейского рынка).
Авторы письма отмечают, что множество энергетических компаний работают на европейских рынках нефти, газа и электроэнергии. «Правила, применяемые к «Газпрому», ничем не будут отличаться от правил, применяемых к другим компаниям, -- уверяют они Виктора Христенко. -- Они соответствуют правилам конкуренции, принятым в ЕС, и будут применяться точно так же».
Но в концовке письма еще раз подтверждается, что экспортная монополия «Газпрома» и нежелание России подписывать транзитный протокол, разрешающий свободный доступ третьих стран к трубопроводным мощностям, будут учитываться при решении вопросов допуска российского бизнеса в европейские проекты. «Тот существенный факт, что «Газпром» является эксклюзивным поставщиком российского газа на европейские рынки, хотя другие российские и иностранные компании, имеющие запасы газа в России, могли бы также снабжать страны ЕС, будет приниматься во внимание при анализе каждой конкретной ситуации», -- написано в пресс-релизе Еврокомиссии.
Гг. Пиебалгс и Бартенштайн особо подчеркнули важность вопроса ратификации Хартии и транзитного протокола к ней, поскольку «это ценный механизм, который даст ЕС возможность управлять рынками расширяющегося союза на долгосрочной основе». Учитывая, что Москва в здравом уме не пойдет на открытие собственной трубопроводной системы странам Средней Азии и в последние годы только и занимается вопросами получения полного контроля над газовыми потоками из этого региона, принципиальная почва для прогрессирования конфликта с Брюсселем остается. Просто сейчас и европейцы заинтересованы в том, чтобы вернуть дискуссию из публичного статуса в более мирный, закулисный формат.
Алексей ГРИВАЧ