|
|
N°76, 03 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мраморное клонирование
Хранители скульптуры Летнего сада пытаются спасти знаменитые статуи
Ежегодное открытие после зимы знаменитых статуй знаменитого петербургского Летнего сада неизменно становится поводом для того, чтобы убедиться -- мраморная скульптура все хуже переносит атмосферу современного мегаполиса. Накануне очередного возрождения к жизни из деревянных ящиков фигур, собиравшихся на протяжении 300 лет, хранители скульптур вновь напомнили о том, что сад может остаться без своего главного украшения. Если опять не найдутся средства на копирование и реставрацию скульптур.
...Проржавевшие петли заскрипели, сначала открылась крышка, затем убрали боковые створки -- деревянные саркофаги, в которых перезимовали статуи Летнего сада, отложили в сторону. Показалась фигура, закутанная в белое полотно, и вот уже служительница сада мягкой кисточкой обмахивает пыль с мраморного лица. «Статуи отлично перезимовали, -- говорит хранитель скульптуры Летнего сада Галина Хвостова. -- Такой способ зимовки для них придумали еще в начале XIX века, и с тех пор мы его не меняли: опыт показал, что нет ничего лучше плотного холста и деревянного короба для хранения на улице мраморных статуй».
В этом году после реставрации вернутся на свои места скульптурная группа «Похищение сабинянки» и «Церера». Отреставрированные статуи сразу видно -- они чистые и гладкие, цвета слоновой кости, потому что пропитаны воском. Всего в Летнем саду почти 300 лет обитают 96 каменных фигур -- это первое в России собрание мраморной скульптуры под открытым небом. Перебравшись на постоянную прописку в северную российскую столицу из южных европейских стран, скульптуры выдержали и выходки вандалов, и нападки блюстителей нравственности, возмущавшихся открытой демонстрации «обнаженных» тел. Даже самый первый реставратор сада австрийский скульптор Цвенгоф еще в начале XVIII века просил дать ему охрану, чтобы предотвратить погромы. Сегодня по Летнему саду курсируют наряды милиции, но справиться с хулиганами удается не всегда. Совсем недавно двое подвыпивших студентов вырвали копье из рук Минервы, и статуя отправилась на длительную реставрацию.
Но самые большие потери скульптурный ряд Летнего сада несет из-за влажного, холодного климата, загрязнения воздуха и высоких деревьев. «Белые мраморные статуи должны были, по мысли авторов, стоять на фоне густой зелени, -- говорит бывшая директор Летнего сада, а ныне заведующая научно-фондовым отделом, хранитель летнего дворца Петра I Татьяна Козлова. -- А сейчас из-за сплошной листвы на них, на землю, на газоны почти не попадает солнечный свет. Видите, какие проплешины и лысины на земле? Здесь ничего не растет!» Во время цветения высоченных лип статуи покрываются сплошным липким покрывалом из нектара, пыльцы и опадающих цветов. Кроме того, Летний сад находится между двумя мощными потоками машин. И от выхлопных газов и грязи страдает больше, чем от кислотных дождей. Именно поэтому 25 лет назад большой художественный совет, в который входили специалисты крупнейших музеев Ленинграда, окончательно решил: драгоценную скульптуру надо копировать, а оригиналы ставить на хранение в закрытые помещения.
Но с копированием пока не все ладится. По технологии, придуманной реставраторами Эрмитажа, успешно заменили 25 бюстов на копии из смеси мраморной крошки и цемента. И говорят, что даже специалисты не сразу отличают подлинник от двойника. А вот со статуями все получилось очень печально. Сделаны пока три копии -- «Навигации», «Архитектуры» и «Славы». При их изготовлении использовали некий суперцемент из Дании, и в результате статуи желтеют и покрываются рыжеватыми лишаями.
«Конечно, в идеале надо делать мраморные копии, -- считает Галина Хвостова. -- Тем более что современные технологии позволяют сделать копии высочайшей точности. С этим уже согласны и многие специалисты. Хотя доставка мрамора в Петербург сделает такие копии на порядок дороже, а ведь даже при старой технологии еще три года назад копия одной статуи обошлась нам в полтора миллиона рублей».
Примечательно, что власти все же намереваются выделить значительные средства на масштабную реставрацию сада. К концу этого года будет завершено составление проектной документации, и начнется череда согласований. Как рассказала главный архитектор Русского музея Ирина Тетерина, в Летнем саду предполагается восстановить девять фонтанов (когда-то их было более 30). Старые деревья будут лечить, самосев уберут, восстановят шпалерник -- уже планируют в ближайшее время заложить питомник, чтобы вырастить специальные кусты и низкорослые деревья. Предстоит полностью поменять все коммуникации. Даже по самым скромным подсчетам, все эти работы потребуют не менее трех лет и будут стоить не меньше миллиарда рублей. Но будут ли при этом выделены средства на дальнейшее копирование и реставрацию скульптуры, пока неизвестно.
Наталья ШКУРЕНОК