|
|
N°77, 04 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Военный супермаркет
У российских ВВС появится подразделение в Малайзии
Россия в 2006 году собирается продать на экспорт вооружений и военной техники (ВВТ) на 5,7 млрд долл. и тем самым установить новый рекорд. Об этом на 10-й Международной выставке DSA-2006 в столице Малайзии Куала-Лумпуре сообщил директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (ФС ВТС) Михаил Дмитриев.
В то же время г-н Дмитриев отметил, что «несмотря на важность увеличения объемов и расширения географии экспорта продукции военного назначения, еще более важным является закрепление России на уже завоеванных рынках". Особенно глава ФС ВТС выделил контракт с Малайзией на поставки в эту страну 18 многоцелевых истребителей Су-30МКМ, который сегодня реализует компания "Сухой".
Первой из российских компаний прорвалась на малайзийский рынок вооружений корпорация «МиГ», подписав в 1994 году контракт на поставку 18 истребителей МиГ-29: 16 одноместных МиГ-29СЭ и двух двухместных МиГ-29УБ. Сумма контракта составила 560--600 млн долл., включая бартер на 150 млн. Все машины Малайзия получила в 1995 году. Теперь на малайзийский рынок выходит компания «Сухой», которая тремя партиями по шесть машин в каждой поставит Су-30МКМ в 2007--2008 годах.
До конца этого года начнется передача малайзийской стороне технической документации и первых партий технического оборудования. А уже в марте 2007 года будет поставлена первая порция самолетов. Их сборка идет на Иркутском авиационном заводе. Скоро начнутся летные испытания двух первых Су-30МКМ. К сегодняшнему дню согласованы все вопросы по составу бортового оборудования, которое заказано малайзийской стороной за рубежом и будет устанавливаться на российские истребители. В ближайшее время планируется также подписать соглашение с малайзийской компанией, которая определена правительством этой страны в качестве генподрядчика по выполнению так называемой офсетной программы. Эта программа предусматривает строительство и эксплуатацию многофункционального тренажера для Су-30МКМ.
По словам заместителя генерального директора компании "Сухой" по маркетингу Александра Клементьева, "такого сложного комплексного контракта на поставку боевых самолетов за рубеж компания "Сухой" еще никогда не выполняла". Малайзийские ВВС заказали не только самолеты с бортовым вооружением, но и систему логистического обеспечения, средства обучения летного состава и сервисно-технологический центр (СТЦ) для обслуживания Су-30МКМ. Этот центр будет структурным подразделением ВВС. Российско-малайзийские переговоры по его созданию идут полным ходом. В ходе DSA-2006 министерство обороны Малайзии подписало соглашение о намерениях с индийской корпорацией HAL, которая должна будет подготовить для Су-30МКМ наземный технический персонал.
На сегодня отработаны схемы обслуживания Су-30МКМ, и если работа будет организована на должном уровне, не исключено, что в перспективе СТЦ начнет выполнять функции регионального центра, обслуживая российскую технику, поставленную в соседние страны Юго-Восточной Азии. «Очень важно, что работа по созданию СТЦ будет идти одновременно с поставкой самолетов», -- отметил Александр Клементьев. Говоря о перспективах компании, он опроверг данные американского исследовательского центра «Форкаст интернэшнл»: ежегодный объем продаж боевых самолетов марки «Су» в предстоящие несколько лет будет выше тех цифр, которые называют американцы. По прогнозам СТЦ, поставки боевых самолетов компанией «Сухой» в среднесрочной перспективе составят около 40 машин в год. Однако, по словам г-на Клементьева, «наши прогнозы отличаются в большую сторону с учетом работы, проведенной ФС ВТС России, «Рособоронэкспортом» и компанией «Сухой» по продвижению самолетов марки «Су», а также глубокого анализа конъюнктуры рынка».
Компания «Сухой» вместе с «Рособоронэкспортом» сегодня ведет активную работу в нескольких странах Юго-Восточной Азии, создавая там плацдарм для дальнейшей торговой экспансии. В частности, продолжаются переговоры с Таиландом по Су-30МК. С Индонезией практически согласован вопрос о поставке второй партии из 12 Су-27/30. Ожидаются конкретные результаты во Вьетнаме, тем более что авиационная тема была превалирующей на состоявшемся в конце прошлого года в Ханое заседании двусторонней межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Для расширения своего подуктового ряда корпорация "Сухой" намерена продвигать на мировой рынок новый самолет Су-32. Эта машина представляет собой экспортный вариант ударного самолета Су-34, принятого на вооружение Военно-воздушными силами России. По уверениям руководства компании, к маркетингу Су-32 "Сухой" приступит уже в этом году. Эта машина может быть предложена тем странам, на вооружении которых стоят истребители-бомбардировщики Су-24 -- для их замены на Су-32.
Есть у Су-34 хорошие перспективы и на российском рынке. Как недавно пообещал вице-премьер, министр обороны России Сергей Иванов, к 2010 году Министерство обороны закупит для отечественных ВВС полк таких самолетов -- 24 единицы: в 2006 году два серийных самолета, в следующем -- еще шесть, в 2008 году -- десять. В перспективе же планируется ежегодно закупать по десятку Су-34. Как полагают эксперты, начало серийного производства и эксплуатации истребителей-бомбардировщиков Су-34 в российских ВВС существенно облегчит выход этой продукции на внешний рынок.
На выставке в центре российской экспозиции демонстрировался и продукт диверсификации деятельности компании "Сухой" -- российский региональный самолет RRJ. Россияне рассчитывают на его активное продвижение в Юго-Восточную Азию. По словам регионального директора по странам ЮВА компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) Анатолия Межевого, этот регион по прогнозируемым закупкам может стать вторым после России покупателем RRJ. В качестве потенциальных покупателей RRJ в Юго-Восточной Азии рассматриваются Индонезия, Таиланд, Вьетнам, Малайзия и Филиппины. В стадии «продвинутой» производственной программы по RRJ еще одним покупателем в этом регионе может стать Австралия.
Продажи RRJ в этот регион в ближайшие пять-шесть лет прогнозируются экспертами в объеме до 100 самолетов, а на весь производственный период до 2023 года -- 250 машин. Причем без учета Индии и Китая. Продвижение RRJ в Китай будет зависеть от многих факторов. Потребность китайских авиаперевозчиков в региональных магистральных самолетах на период производственной программы RRJ оценивается в 300 машин. По пессимистическим прогнозам, «Гражданские самолеты Сухого» с RRJ планируют получить долю на китайском рынке до 50 самолетов. По оптимистическим -- 100--120 машин. Прогноз для Индии -- около 50 машин на весь период производства RRJ. Общая программа RRJ предусматривает производство и поставку не менее 800 машин в период с 2008 по 2023 год. Доля Юго-Восточной Азии в общем объеме экспорта RRJ, по предварительным расчетам, составит около 25%. Чуть меньшую долю получит европейский рынок. Четвертую позицию в этом списке занимают Соединенные Штаты.
Николай НОВИЧКОВ, главный редактор АРМС-ТАСС, -- для «Времени новостей», Куала-Лумпур