|
|
N°185, 09 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Не описать словами, как ненавидит нас народ!»
Покорить афганцев – дело безнадежное
За два последних века Афганистан пережил не одну войну с иностранными державами, и весь предыдущий опыт свидетельствует об одном: вести боевые действия там -- дело едва ли не безнадежное.
Стремление Великобритании подчинить страну выглядело, казалось бы, логично: беспокойные пуштунские племена на границах британской Индии подрывали ее стабильность. Первая, необъявленная война против Афганистана, обретшего государственность в 1747 году, началась в марте 1834 года. Свергнутый афганский шах Шуджа при поддержке британцев организовал с территории Индии поход на Кабул во главе армии сипаев -- солдат англо-индийской армии. Но уже в конце июня Шуджа был разбит, а его главный военный советник англичанин Кэмпбелл захвачен в плен.
В апреле 1838 года англичане потребовали от афганского правителя Доста Мохаммеда прекратить контакты с соперниками Лондона -- Россией и Персией. Шах отказался, тогда в страну вторгся 30-тысячный контингент для «исправления и уточнения границы». В 1839 году английские войска, воспользовавшись изменой племенных вождей, заняли крупнейшие города: Кабул, Газни и Кандагар, к власти вернулся эмир Шуджа.
«Дело окончено вот уже два года, а мы все еще здесь, -- писал домой один из британских офицеров. -- Правительство не может нести огромных издержек, с которыми сопряжено занятие Афганистана. Во всей стране с каждым днем увеличивается беспокойство. Хайберы, гильзаи, дурани (пуштунские племена. -- Ред.) взялись за оружие, нападают на наши посты, убивают солдат перед нашими глазами. Можем ли мы оставить Афганистан в таком положении, и, с другой стороны, может ли оно перемениться и успокоится ли страна? Никогда, по крайней мере, мы до этого не доживем. Не описать словами, как ненавидит нас народ. Мы не должны здесь оставаться, мы должны возвратиться, хотя бы даже с уроном нашей чести». В ноябре 1841 года в Кабуле вспыхнуло восстание, экспедиционный корпус был уничтожен. И хотя в следующем году англичане вновь заняли Кабул, вскоре они покинули страну.
С продвижением России в Среднюю Азию в 1860--1870-е годы Афганистан стал ареной ее противостояния с Британской империей, так называемой Большой игры. Вторая англо-афганская война началась после того, как в 1878 году афганский эмир Шер-Али принял русское посольство, отказав во въезде британскому. Английская армия, значительно превосходившая афганцев, нанесла им ряд поражений, но, выйдя за стены Кабула и Кандагара, столкнулась с засадами в горных ущельях и внезапными камнепадами. Британцы несли большие потери от малярии и простуды, вызванных огромными перепадами температуры в горах. Русские же «не смогли» воспрепятствовать «побегу» в январе 1880 года из Ташкента эмира Абдуррахмана, свергнутого ранее англичанами. Под его командованием афганские отряды разгромили в июле 1880 года одну из британских бригад под Майвандом. «Нам пришлось столкнуться с чем-то более серьезным, нежели взрыв бешенства диких племен, выплеснувших злобу на нашего посланника, -- писала The Times. -- Очевидно, мы имеем дело с восставшим народом, раздраженным нашим присутствием и воспламененным ненавистью ко всем англичанам. Стоит ли захват этой малонаселенной пустынной страны таких человеческих и материальных жертв?». После этого правительство либерала Гладстона отказалось от присоединения Афганистана к Индии, оставив за собой только проходы через Гиндукуш и общий контроль над афганской внешней политикой.
В начале 1919 года сын Абдуррахмана эмир Хабибулла, тесно связанный с Лондоном, был убит в результате переворота, его сын Аманулла провозгласил независимость. Его естественным союзником стала Советская Россия, поддерживавшая любое движение против стран Антанты на Востоке. Англо-индийская армия при поддержке авиации и бронемашин вторглась в страну с юга. Однако технические новшества оказались бессильны против афганских гор и бездорожья: выяснилось, что бронемашины легко пробиваются тяжелыми пулями из старых ружей, а самолеты падали, зацепившись за вершины, или поражались залповым огнем стрелков, находившихся на одной высоте с аэропланами. Англия признала независимость Афганистана.
Но противостояние продолжалось, и в 1929 году при поддержке британской разведки Амануллу свергли. Генконсул Афганистана Гулям-Наби-хан при помощи Москвы создал в Ташкенте правительство в изгнании, начавшее вербовку сторонников Амануллы. 14 апреля 1929 года советские разведчики сняли афганскую заставу на берегу Амударьи. 22 апреля отряд под командованием Виталия Примакова (псевдоним Рагиб-бей) занял столицу северного Афганистана Мазари-Шариф а чуть позже Балх и Ташкурган. Очень скоро Примаков сообщил в штаб Среднеазиатского ВО, что «с первых дней пришлось столкнуться с враждебностью населения, туркменов, таджиков и узбеков». 30 мая 1929 года отряд вернулся на советскую территорию. А в октябре восстание под руководством бывшего военного министра Амануллы Надир-шаха смело сторонников союза и с СССР, и с Англией.
Неудивительно, что советский Генштаб и его начальник Николай Огарков, хорошо знавший все перипетии предыдущих вторжений в Афганистан, был категорически против афганской кампании 1979 года. Политбюро не послушалось, и спустя 10 лет Советской армии пришлось бесславно покинуть так и не покоренный Афганистан.
Павел АПТЕКАРЬ