|
|
N°76, 03 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ледниковый период
Суровый деловой климат не позволяет инвесторам по-настоящему развернуться в России
Россия чуть ли не захлебывается нефтедолларами. Казна, в том числе стабилизационный фонд, пухнет не по дням, а по часам, золотовалютные резервы бьют рекорд за рекордом, и при этом темпы роста российской экономики сдерживает нехватка денег. Государство в условиях рыночной экономики не может, как в советское время, массированно финансировать производственную сферу, а частные внутренние инвесторы, равно как и внешние, ведут себя не особо активно.
В первом квартале 2006 года темпы роста инвестиций составили всего 5% против 8% за аналогичный период прошлого года. В среднем в последние годы инвестиции увеличивались ежегодно на 10--11%, но и этого недостаточно для обновления основных фондов и инвестиционного развития экономики. «Для того чтобы переломить некоторые негативные тенденции в экономике, требуется существенно более высокий, раза в полтора больше, темп роста инвестиций», -- заявил министр финансов Алексей Кудрин на недавнем съезде Российского союза промышленников и предпринимателей. По его словам, сейчас основных фондов вводится на 2% больше, чем выбывает, а должно вводиться на 10%, больше, в лучшем случае -- на 20%.
Аналитики, опрошенные "Временем новостей", сходятся во мнении, что основная причина низких темпов роста частных инвестиций отнюдь не в макроэкономической ситуации, которая стабильна и привлекательна, а в ухудшении делового климата, в том числе в результате давления на бизнес. (Наиболее показательный пример -- дело ЮКОСа, итогом которого стало отчуждение в пользу государства лучших активов этой некогда самой крупной и успешной российской нефтяной компании.) «Он (неблагоприятный деловой климат. -- Ред.) характеризуется незащищенностью прав собственности, огосударствлением, иногда фактически принудительным, ужасающим налоговым администрированием, неэффективной судебной системой и прочее, прочее, прочее», -- говорит президент Российской финансовой корпорации Андрей Нечаев.
На фоне активного разрастания госсектора, скупки им наиболее эффективных частных компаний многие инвесторы просто боятся, что их успешный бизнес рано или поздно постигнет та же судьба. Бизнесмены, похоже, уже усвоили правило «кто не спрятался, тот и виноват». Как заявил на съезде РСПП глава этой организации Александр Шохин, уже сейчас частные компании ускоренными темпами выводят свои акции на биржу, пытаясь застраховаться от национализации или риска выкупа у них бизнеса по нерыночной цене.
На еще один настораживающий инвесторов факт указывает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. «Создалась особая, специфическая модель экономики, при которой появились особые конкурентные преимущества у тех, кто аффилирован государству». Тем самым, убежден экономист, нарушаются рыночные законы.
Так или иначе все эти факторы отпугивают многих потенциальных инвесторов. Они вкладывают деньги в других развивающихся странах (например, в Китае, Бразилии, Индии), где доходы сопоставимы, а вход на рынок и сама работа на нем проще и дешевле.
Хотя все могло бы быть совсем по-другому. Как отмечается в подготовленном РСПП докладе «Инвестиционный климат в России», если бы власти поддержали модель инвестиционного роста экономики, которая начала складываться в 2002--2003 годах, инвестиционная активность частного сектора обеспечила бы темпы роста промышленного производства в 2005 году на уровне 7,7--10%, а темпы роста ВВП -- 10,2--12,6% (фактически получилось 4% и 6,2% соответственно).
Впрочем, далеко не все считают, что инвестиционный климат в России совсем уж плох. Все чаще и не только от госчиновников, но и от бизнесменов приходится слышать, что он улучшается. Однако примечательно, что среди иностранных предпринимателей такой точки зрения придерживаются преимущественно те, кто уже работает в России. Видимо, их менеджеры уже познали местные хитрости ведения бизнеса, протоптали дорожки к нужным людям, а потому у них получается зарабатывать неплохие деньги на все еще слабоконкурентном российском рынке, тем более в условиях постоянно растущего потребительского спроса.
Впрочем, и они недовольны работой российских властей по привлечению иностранных инвестиций. Согласно недавнему опросу, проведенному международным консалтинговым агентством PBN для Консультативного совета по иностранным инвестициям при правительстве России, довольных оказалось лишь примерно 24% из опрошенных топ-менеджеров (две трети из них работают в России). При этом китайских чиновников похвалили 97% менеджеров, индийских -- 87%, бразильских -- 65%. Похоже, эта статистика проняла некоторых российских больших и малых руководителей. Не случайно же, в конце концов, в Министерстве экономического развития и торговли уже заговорили о возможности создания специального федерального агентства по привлечению в страну инвестиций. (Впрочем, эффект от создания нового госведомства вполне может быть прямо противоположным задуманному, то есть выразится в дальнейшем забюрокрачивании отношений государства с инвесторами.)
Улучшение инвестиционного климата в России заметили и эксперты Всемирного банка. Рост прямых иностранных инвестиций в 2005 году, составивший, по данным ВБ, 39%, до 13,1 млрд долл. (Центробанк России дает иную цифру -- 14,6 млрд долл.), как раз и есть результат этой тенденции. (По данным г-на Кудрина, общий объем инвестиций в Россию за этот период составил 125 млрд долл.) Правда, в представленном на днях докладе об экономике России аналитики ВБ также признают, что «относительный уровень инвестиций остается невысоким по сравнению со странами с развивающейся рыночной экономикой, которые демонстрируют стабильный рост на протяжении нескольких лет». По данным Банка, в 2005 году доля инвестиций в основной капитал составила лишь 18% ВВП, «в то время как в странах, сохранявших высокие темпы роста, этот показатель обычно достигает 25% и выше».
При этом, по словам Алексея Кудрина, в структуре капиталовложений в российскую экономику просматривается очевидная негативная тенденция: 50% всех инвестиций делается за счет собственных средств предприятий, лишь 7% -- за счет кредитов, а 1--2% привлекаются на финансовых рынках. В развитых странах ситуация с точностью до наоборот. «Необходимо понять, в чем заключается проблема и почему у нас перевернутая пирамида», -- говорит министр.
Как считает экономист инвестиционной компании «Тройка Диалог» Антон Струченевский, все дело в дорогих кредитах, а вот причины невозможности получить дешевые деньги для каждого потенциального заемщика могут быть совершенно разными. Возможно, это связано с качеством самих инвестпроектов, возможно -- с низкой прозрачностью компании, которая хочет выступить в качестве заемщика. «Есть и другие проблемы, связанные, например, с тем, что в России низкий уровень монетизации. У нас доля денежной массы в ВВП примерно 30%, в странах Восточной Европы -- 40--60%, а в развитых государствах Евросоюза доходит до 100%. Финансовые ресурсы в России незначительны, что обусловливает высокий уровень процентных ставок и отсекает многих заемщиков, вынуждая их ориентироваться в большей степени на собственные средства», -- говорит г-н Струченевский.
Другие аналитики видят одно из объяснений «перевернутой пирамиды» в высокой инфляции, которая не позволяет банкам давать предприятиям длинные кредиты под низкий процент. По словам г-на Кудрина, кредиты выдаются в среднем на 15 лет под 15%. Поэтому одну из задач правительства министр финансов видит в том, чтобы при снижении инфляции до 3--4% (этого предполагается добиться к 2009 году) ставки по кредитам снизились до 5--7%. Как указывает глава РСПП Александр Шохин, по общемировым меркам для нормальной деловой активности, обеспечивающей устойчивый экономический рост, годовой рост цен не должен превышать 6% (для сравнения: за январь--апрель 2006 года инфляция в России уже составила примерно 5,5%).
Некоторые экономисты предлагают компенсировать нехватку частных инвестиций государственными. Однако в правительстве понимают, что это может привести к перекосам в экономике, угрожающим экономическому росту. Господдержка предприятий государственного сектора выльется в еще большее его усиление, гибель конкурентной среды. И как следствие, приведет к еще большему падению темпов привлечения частных инвестиций, а заодно роста экономики в целом.
На неэффективность замещения государственными инвестициями частных постоянно указывают министры экономического блока. Они предлагают направлять госсредства исключительно на инфраструктуру (от которой не может быть прямой выгоды), а также на поддержку реализуемых частными компаниями проектов общегосударственного значения в рамках частно-государственного партнерства (для этого создан инвестиционный фонд). Кстати, в конце апреля Алексей Кудрин поддержал ранее высказанные предложения главы Минэкономразвития Германа Грефа о необходимости увеличения объема госинвестиций с 1,5 до 3% ВВП.
С целью привлечения в страну инвестиций и формирования на их основе «точек роста» правительство создает особые экономические зоны (ОЭЗ). Пока таких зон шесть -- четыре технико-внедренческие (в Зеленограде, Дубне, Томске и Петербурге) и две промышленно-производственные (в Липецке и Елабуге). Должны появиться портовые зоны и туристско-рекреационные. Как считают эксперты, создание первых ОЭЗ -- это тест для проверки готовности российской бюрократической системы к созданию приоритетных условий для развития производства и привлечению иностранных инвестиций. Успех ОЭЗ будет зависеть от того, смогут ли чиновники создать комфортные и понятные условия для предпринимательства внутри этих зон. Впрочем, не стоит ждать от ОЭЗ прорыва в деле привлечения в России инвестиций. «Зоны -- вещь полезная. Но одними ими вряд ли можно решить проблему привлечения инвестиций и формирования инвестиционного климата. Зоны создаются для реализации больших проектов, но есть еще и малый бизнес, который никак не сможет их использовать. Важно заботиться и об иных аспектах инвестиционного климата, создавать благоприятные условия не в отдельно взятых местах, а во всей стране», -- уверен Антон Струченевский.
Иными словами, исключительно путем формирования привлекательного делового климата можно добиться масштабных инвестиций, которые способны принципиально повлиять на экономический рост. Процесс этот трудный и длительный, требующий от власти максимально лояльного отношения к бизнесу, осторожности и в словах, и в делах. Если, конечно, власть считает своей целью развитие страны на основе инвестиционной модели и реальной конкуренции в экономике, а не банальное завладение наиболее привлекательными частными активами.
Михаил ВОРОБЬЕВ